«Мертвые души» — поэма о «всей Руси»

Работая над произведением, сюжет которого подсказал Пушкин, Гоголь определил объем его: «Вся Русь явится в ней». Писатель назвал свое произведение поэмой не случайно. Во-первых, образцом воплощения задуманного сюжета по­служила поэма «Божественная комедия» Данте. Это опреде­лило трехчастную композицию поэмы.

Как Данте показал все круги, которые проходит поэт с тенью Вергилия, так и Го­голь задумал показать круги, уготованные России. Три тома «Мертвых душ» должны были соответствовать трем частям «Божественной комедии».

Первый том отражал бы ад совре­менной российской действительности, во втором были бы введены положительные образы и герой проходил бы через чистилище, третий предполагал достижение гармонии чело­века и общества — рай.

Во-вторых, Гоголь создает собирательный образ Родины. Это и есть главный герой «Мертвых душ». С образом России связано «высокое лирическое движение».

Как в эпических поэмах Гоме­ра, в «Мертвых душах» рисуется широкая картина русской дей­ствительности.

В «Мертвых душах» большое место занимают лирические от­ступления и вставные эпизоды, что характерно для жанра по­эмы.

Душу русского народа Гоголь выразил в образе быстро не­сущейся вперед Руси-тройки.

Все части поэмы объединены мотивом путешествия Чичико­ва в поисках «мертвых душ». Само название поэмы, имея реаль­ную основу, носит метафорический характер. «Мерт­вые души» — это чиновники, помещики, составляющие без­душный мир крепостнической России. Одного за другим рисует писатель помещиков, используя один и тот же принцип построе­ния каждой «портретной» главы. Сначала Чичиков видит усадь­бу, состояние хозяйства, господский дом и его интерьер, потом следует портрет и характеристика помещика и, наконец, его реакция на предложение Чичикова купить «мертвые души».

Га­лерея помещиков построена по принципу разоблачающей гра­дации — нарастания расчеловечивающих, омертвляющих душу признаков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюш­кин. Все эти персонажи не развиваются, а предстают как ре­зультат — ведь это «мертвые души», а развиваться может только живое.

В изображении помещиков Гоголь сочетает общее, типичное и индивидуальное, причем акцент делается на типических чер­тах персонажей. Писатель подчеркивает, что Манилов принад­лежит к «роду людей», каких «много по земле»; Ноздрев «везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане»; «сестру Коробочки можно встретить и в аристократическом до­ме, а иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».

Гоголь, рисуя портреты и характеры своих героев, в каждом особо подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведе­ния, которая раскрывает внутреннее содержание. Черты лица Манилова «были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Ко­робочка — чистенькая, аккуратная, и все у нее в ящичках, шка­тулочках да коробочках.

Собакевич похож на «средней величи­ны медведя», и каждый предмет е его доме напоминает хозяина. Плюшкин уже настолько расчеловечен, что потерял даже при­знаки пола: Чичиков долго не мог понять, кто перед ним — «баба или мужик». Плюшкин — высшая степень деградации, «про­реха на человечестве».

Рисуя галерею образов помещиков, Гоголь показал их духов­ную пустоту, пошлость, оскудение. Заключив в индивидуаль­ные характеры типичные признаки вырождающегося поместно­го дворянства, писатель создал типы, в которых отразились и общечеловеческие пороки. Образы приобрели нарицательный смысл.

Манилов — воплощение праздного мечтателя, прожекте­ра, не способного ни на какую деятельность; Ноздрев — лгуна и хвастуна; Плюшкин — скряги.

К галерее помещиков примыкают и губернские чиновники — тоже «мертвые души», а тема крепостничества смыкается с те­мой бюрократии и чиновничьего произвола.

Губернских чиновников Гоголь изображает сатирически. В начале поэмы писатель рассуждает о тонких и толстых чиновни­ках и показывает, что чиновник — это тот же помещик-крепост­ник: «Наконец толстый, послуживши богу и государю… остав­ляет службу… и делается помещиком, славным русским бари­ном…» Неудивительно, что суть чиновников та же, что и поме­щиков, — накопительство, взяточничество, обогащение любой ценой.

Чиновники вместо государственных интересов блюдут личные. Они грабят и государство, и просителей и единодушны в стрем­лении пожить за счет «нежно любимого ими Отечества». Без взят­ки к чиновнику уже не подойдешь. Председатель палаты преду­преждает Чичикова: «… чиновным вы никому не давайте ниче­го…

Приятели мои не должны платить».

Губернское чиновничество — это люди «более или менее про­свещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», Кто даже и совсем ничего не читал». Им чуждо понятие долга и чести. В их обществе процветает «подлость, совершенно беско­рыстная, чистая подлость».

Чиновники ведут праздную жизнь, злоупотребляют своей властью. Во время сделки с Собакевичем потребовались сви­детели. «Пошлите теперь же к прокурору, — говорит Собаке­вич. — Он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспек­тор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты».

Губернатор вышивание кошельков бисером ценит гораздо выше службы.

Гоголь зло и едко рисует портрет правителя канцелярии. Сре­ди своих подчиненных он — «Прометей, решительный Проме­тей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку!»

Писатель создает групповой портрет чиновничества, не де­лая между ними различия. Произвол творят не только чиновни­ки, но и само правительство. В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь завершает характеристику чиновничества образом без­душного сановника, который не только не помог инвалиду Оте­чественной войны 1812 г., но и выгнал его из города. Губерн­ское чиновничество точно охарактеризовано Собакевичем:

«Это все мошенники… мошенник на мошеннике сидит и мо­шенником погоняет».

Представителем чиновничества является и Чичиков. Это «ры­царь копейки», с детства учившийся «делать приращения» к своему капиталу. Став чиновником, он стремится любыми средствами достичь богатства.

Жажда наживы, неразборчивость в выборе средств, моральная нечистоплотность — качества, характеризую­щие Чичикова и отражающие типичные черты чиновничества в целом.

Чичиков — аферист, натура необыкновенно деятельная. Он смело вторгается в жизнь, ищет любые способы обогащения. Он делец и хищник, плут и приспособленец.

Во имя достижения цели Чичиков способен на любое мошенничество.

Но Гоголь подчеркивает, что внешне это весьма благопри­стойный человек. Он хороший психолог, умеет угадать слабые струны в человеке и сыграть на них.

Он, как хамелеон, постоянно меняет свой облик и поведение, приспосабливаясь к тому, с кем разговаривает. Недаром и внеш­ний облик его какой-то неопределенный, текучий. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».

Гоголь подчеркивает, что в Чичикове нет ничего необыкновенного. Он — закономерное порождение общества, в котором практическая сметка и целенаправленная энергия — замечатель­ные качества человека — получают искаженную, ложную на­правленность, и человек превращается в подлеца.

По словам самого Гоголя, он дерзнул отобразить современ­ные ему «раздробленные, повседневные характеры», очертил «в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та ме­лочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».




«Мертвые души» — поэма о «всей Руси»