«Мертвые души» — поэма о «всей Руси»
Работая над произведением, сюжет которого подсказал Пушкин, Гоголь определил объем его: «Вся Русь явится в ней». Писатель назвал свое произведение поэмой не случайно. Во-первых, образцом воплощения задуманного сюжета послужила поэма «Божественная комедия» Данте. Это определило трехчастную композицию поэмы.
Как Данте показал все круги, которые проходит поэт с тенью Вергилия, так и Гоголь задумал показать круги, уготованные России. Три тома «Мертвых душ» должны были соответствовать трем частям «Божественной комедии».
Во-вторых, Гоголь создает собирательный образ Родины. Это и есть главный герой «Мертвых душ». С образом России связано «высокое лирическое движение».
Как в эпических поэмах Гомера, в «Мертвых душах» рисуется широкая картина русской действительности.
В «Мертвых душах» большое место занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для жанра поэмы.
Все части поэмы объединены мотивом путешествия Чичикова в поисках «мертвых душ». Само название поэмы, имея реальную основу, носит метафорический характер. «Мертвые души» — это чиновники, помещики, составляющие бездушный мир крепостнической России. Одного за другим рисует писатель помещиков, используя один и тот же принцип построения каждой «портретной» главы. Сначала Чичиков видит усадьбу, состояние хозяйства, господский дом и его интерьер, потом следует портрет и характеристика помещика и, наконец, его реакция на предложение Чичикова купить «мертвые души».
Галерея помещиков построена по принципу разоблачающей градации — нарастания расчеловечивающих, омертвляющих душу признаков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Все эти персонажи не развиваются, а предстают как результат — ведь это «мертвые души», а развиваться может только живое.
В изображении помещиков Гоголь сочетает общее, типичное и индивидуальное, причем акцент делается на типических чертах персонажей. Писатель подчеркивает, что Манилов принадлежит к «роду людей», каких «много по земле»; Ноздрев «везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане»; «сестру Коробочки можно встретить и в аристократическом доме, а иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».
Гоголь, рисуя портреты и характеры своих героев, в каждом особо подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведения, которая раскрывает внутреннее содержание. Черты лица Манилова «были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Коробочка — чистенькая, аккуратная, и все у нее в ящичках, шкатулочках да коробочках.
Собакевич похож на «средней величины медведя», и каждый предмет е его доме напоминает хозяина. Плюшкин уже настолько расчеловечен, что потерял даже признаки пола: Чичиков долго не мог понять, кто перед ним — «баба или мужик». Плюшкин — высшая степень деградации, «прореха на человечестве».
Рисуя галерею образов помещиков, Гоголь показал их духовную пустоту, пошлость, оскудение. Заключив в индивидуальные характеры типичные признаки вырождающегося поместного дворянства, писатель создал типы, в которых отразились и общечеловеческие пороки. Образы приобрели нарицательный смысл.
Манилов — воплощение праздного мечтателя, прожектера, не способного ни на какую деятельность; Ноздрев — лгуна и хвастуна; Плюшкин — скряги.
К галерее помещиков примыкают и губернские чиновники — тоже «мертвые души», а тема крепостничества смыкается с темой бюрократии и чиновничьего произвола.
Губернских чиновников Гоголь изображает сатирически. В начале поэмы писатель рассуждает о тонких и толстых чиновниках и показывает, что чиновник — это тот же помещик-крепостник: «Наконец толстый, послуживши богу и государю… оставляет службу… и делается помещиком, славным русским барином…» Неудивительно, что суть чиновников та же, что и помещиков, — накопительство, взяточничество, обогащение любой ценой.
Чиновники вместо государственных интересов блюдут личные. Они грабят и государство, и просителей и единодушны в стремлении пожить за счет «нежно любимого ими Отечества». Без взятки к чиновнику уже не подойдешь. Председатель палаты предупреждает Чичикова: «… чиновным вы никому не давайте ничего…
Приятели мои не должны платить».
Губернское чиновничество — это люди «более или менее просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», Кто даже и совсем ничего не читал». Им чуждо понятие долга и чести. В их обществе процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость».
Чиновники ведут праздную жизнь, злоупотребляют своей властью. Во время сделки с Собакевичем потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, — говорит Собакевич. — Он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты».
Губернатор вышивание кошельков бисером ценит гораздо выше службы.
Гоголь зло и едко рисует портрет правителя канцелярии. Среди своих подчиненных он — «Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку!»
Писатель создает групповой портрет чиновничества, не делая между ними различия. Произвол творят не только чиновники, но и само правительство. В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь завершает характеристику чиновничества образом бездушного сановника, который не только не помог инвалиду Отечественной войны 1812 г., но и выгнал его из города. Губернское чиновничество точно охарактеризовано Собакевичем:
«Это все мошенники… мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».
Представителем чиновничества является и Чичиков. Это «рыцарь копейки», с детства учившийся «делать приращения» к своему капиталу. Став чиновником, он стремится любыми средствами достичь богатства.
Жажда наживы, неразборчивость в выборе средств, моральная нечистоплотность — качества, характеризующие Чичикова и отражающие типичные черты чиновничества в целом.
Чичиков — аферист, натура необыкновенно деятельная. Он смело вторгается в жизнь, ищет любые способы обогащения. Он делец и хищник, плут и приспособленец.
Во имя достижения цели Чичиков способен на любое мошенничество.
Но Гоголь подчеркивает, что внешне это весьма благопристойный человек. Он хороший психолог, умеет угадать слабые струны в человеке и сыграть на них.
Он, как хамелеон, постоянно меняет свой облик и поведение, приспосабливаясь к тому, с кем разговаривает. Недаром и внешний облик его какой-то неопределенный, текучий. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».
Гоголь подчеркивает, что в Чичикове нет ничего необыкновенного. Он — закономерное порождение общества, в котором практическая сметка и целенаправленная энергия — замечательные качества человека — получают искаженную, ложную направленность, и человек превращается в подлеца.
По словам самого Гоголя, он дерзнул отобразить современные ему «раздробленные, повседневные характеры», очертил «в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».
«Мертвые души» — поэма о «всей Руси»