Место Акакия Акакиевича Башмачкина в общественной жизни

Характеризуя реальное место героя в общественной жизни, его отношение к действительности, писатель широко пользуется приемом внутренних сопоставлений, который становится организующим началом и в построении самого предложения, в отборе его лексического состава. «Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу».

Внутренние сопоставления в повествовательной речи

«Шипели» отличаются большим разнообразием, они строятся на столкновении воображаемого и действительного, возвышенного и прозаического. «Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник». Или: «Благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата, болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать, и когда явился доктор, то он, пощупавши пульс, ничего не нашелся сделать, как только прописать припарку, единственно уже для того, чтобы больной не остался без благодетельной помощи медицины».

Использование внутренних

сопоставлений в структуре предложения или целой группы предложений нередко соединяется с подчеркиванием, «обыгрыванием» одного ударного слова. «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не па середине строки, а скорее на середине улицы».

Речевая характеристика героев «Шинели» не занимает такого важного места, которое отведено ей, например, и «Мертвых душах». В повести мы находим лишь диалог Башмачкина с Петровичем и нечто похожее на диалог Башмачкина со «значительным лицом». Однако при всей своей сжатости речевая характеристика Акакия Акакиевича очень выпукла. «А я вот того, Петрович…

Шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того… на спине, да еще вот на плече одном немного попротерлось, да вот на этом плече немножко — видишь, вот и все. И работы немного». Ни содержанием, ни средствами своего выражения речь Башмачкина не блещет; мысль его прикована к одному и тому же предмету, и все время вращается вокруг него.

Боясь сурового приговора Петровича насчет шинели, Акакий Акакиевич всячески пытается смягчить положение дел. Сукно «немножко запылилось», «немного того», «немного попротерлось».

Темы и образы «Шинели», «Записок сумасшедшего» получили свое дальнейшее широкое развитие в творчестве выдающихся русских писателей XIX века. Жизнь и судьбы простых людей, их чаяния и стремления заняли важнейшее место в произведениях Герцена, Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Чехова. Описание обездоленности, подавленности «маленького» человека переросло и изображение социальных бедствий, обездоленности народа. Правдивое отражение жизни простых, «маленьких» людей, народной жизни в творчестве выдающихся русских писателей неразрывно сливалось с раскрытием несостоятельности всего общественного строя, с поисками новых путей духовного, социального развития.

Тут выявляются те связи и отношения, которые подчеркивают глубокую плодотворность, действенность гуманистических идей Гоголя.

Петербургские повести отразили существенные стороны действительности, но за пределами этих повестей остались многие сложные темы, которые волновали Гоголя! В изображении движущих начал общественной жизни значительное место принадлежит произведениям драматургии и прежде всего бессмертному «Ревизору».




Место Акакия Акакиевича Башмачкина в общественной жизни