Место Петербурга у Достоевского

Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался «самым

Фантастическим городом с самой фантастической историей», «самым отвлеченным

И умышленным городом на всем земном шаре». Об этом сказано в «Зимних

Заметках о летних впечатлениях» и в «Записках из подполья» .

Как это было у Гоголя, фантастика и «умышленность» Петербурга, так остро

Почувствованные Достоевским, существовали в его видениях и прозрениях не

Сами по себе, а в единстве с «тускло прозаическим и обыкновенным, чтобы

не

Сказать: до невероятности пошлым».

Таким мы видим Петербург уже в самых

Ранних художественных произведениях Достоевского. Несчастный Макар Девушкин

Из «Бедных людей», робкий и великодушный, с тяжкого похмелья стремительно

Бродит по Фонтанке и Гороховой, «чтобы как-нибудь освежиться», и наблюдает

Резко контрастные сцены столичного быта, на который, при всей их

Будничности, тем не менее лежит печать чего-то странного, необыкновенного.

Эти картины еще сильно отдают Гоголем, но как все меняется уже в

«Двойнике», снабженном и подзаголовком: «Петербургская поэма».

Вот вещь

Единственная в своем роде, подвергшаяся, как только она появилась,

Близорукому осуждению, да и доныне, пожалуй, не разъясненная в должной

Мере.

Здесь уже безраздельно господствует двуединая стихия «пошло-

Фантастического», и сам замученный галлюцинациями пошлейший Яков Петрович

Голядкин, с его нелепыми повадками и ужимками, с его горячкой и смятением,

Есть ничто иное, как исчадие такого же горячечного, фантасмагорического,

Ненадежного и внушающего неописуемый страх Петербурга. Вот ровно в полночь,

Когда бьют часы, выбегает господин Голядкин «вне себя» все на ту же

Набережную Фонтанки возле самого Измайловского моста (участок города для

Дальнейшего дотошного описания выбран безошибочно!) — и словно растворяется

В ненастной петербургской ночи. А ночь в самом деле была ужасная —

«ноябрьская, мокрая, туманная, дождливая, снежливая, чреватая флюсами,

Насморками, лихорадками, жабами, горячками всевозможных родов и сортов,

Одним словом всеми дарами петербургского ноября. Ветер выл в опустелых

Улицах, вздымая выше колец черную воду Фонтанки и задорно потрагивая тощие

Фонари набережной, которые в свою очередь вторили его завываниям тоненьким,

Пронзительным скрипом, что составляло бесконечный, писклявый, дребезжащий

Концерт, весьма знакомый каждому петербургскому жителю».

Петербург Достоевского — это прежде всего город, связанный с

Трагическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого призрачного

Города» зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в

Которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и

Сгущено вокруг человека, «оторвавшихся от божественных первооснов». Попадая

В Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном

Пространстве, несколько напоминающим гоголевский и некрасовский город, но

Еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные,

Трактиры, трущобы, полицейские конторы, Сенная и Калава, убогие, темные

Комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями — вот фон,

На котором развязываются конфликты и трагедии «самого петербургского»

Романа Достоевского — » Преступление и наказание «. Многие блуждания главных

Героев происходят на закате. Это странная,

Призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в

Петербурге.

Ф. М. Достоевский считал, что большой город — дьявольское создание

Цивилизации — имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и

Подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость

И смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Это

Неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающихся в

Этих каменных бесчувственных громадах. «Город — трагическая судьба

Человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал

Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и

Скитальничестве». Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в

Окружающую его действительность. Столица николаевской империи предстала

Перед ним со всеми своими контрастами и противоречиями. Многое ему

Показалось странным и непонятным. «Еще с детства, затерянный, заброшенный в

Петербурге, я как-то все боялся его. Петербург, не знаю почему, для меня

Всегда казался какой-то тайной». И в эту тайну хотелось проникнуть, понять,

Как и чем живут жители громадного города — и в первую очередь обитатели

Нищих кварталов. Все чаще задумывался Д. над участью бедных и обездоленных

Людей, и у него возникало страстное желание рассказать о их жизни.




Место Петербурга у Достоевского