Метаморфозы характеристика образов Девкалиона и Пирра

Девкалион и Пирра. В греческом варианте широко распространенной в мифологиях народов мира легенды о всемирном потопе Д. выступает аналогом ветхозаветного Ноя, ассирийского Утнапиштима и др. Полностью миф изложен у Аполлодора и Овидия.

Д., сын титана Прометея, женатый на своей двоюродной сестре П., дочери Эпиметея, царствовал во Фтии. Когда Зевс решил истребить погрязший в пороке человеческий род и наслал на землю потоп, он пощадил только двух праведников — Д. и П. По Аполлодору, Д. заранее сделал ковчег и вложил в него припасы по совету

Прометея. Овидий убирает эту подробность: когда начался потоп, Д., как и все вокруг, сел с П. в лодку, которая и уцелела одна из всех по воле богов. Пристав к горе Парнас, Д. и П. помолились местным нимфам и Фемиде и обратились к ней с мольбой о возрождении человеческого рода.

На это богиня дала указание, сначала повергшее их в недоумение и трепет: покрыв головы и распоясав одежды, бросать за спину кости «великой матери». Д. предположил, что «великая мать» — это земля, а ее кости-камни. Все еще не веря догадке, они принялись кидать камни через спину на свои следы.

Камни, брошенные Д., превращались в мужчин, а те,

что кидала П., — в женщин. Таким образом, человечий род возродился из земли — подобно тому, как первый человек был создан Прометеем из глины. Овидий всячески подчеркивает эту связь, называя Д. Прометидом и «образцом людей», так как в акте воссоздания человечества Д. оказывается одновременно и моделью, и осуществителем процесса.




Метаморфозы характеристика образов Девкалиона и Пирра