Методические приемы, способствующие накоплению словарного запаса за счет имен прилагательных
Учитель должен строить уроки так, чтобы вооружать младших школьников прочными знаниями, умениями и навыками, оказывать на детей средствами изучаемого материала сильное воспитательное и развивающее воздействие. Важным условием полного достижения образования воспитательных целей, предусмотренных программой, является соблюдение принципов преемственности, а также установления и реализации межпредметных связей. В этом отношении большую роль играют уроки чтения и русского языка, которые более всего способствуют формированию у детей общеучебных
На уроках русского языка необходимо стремиться к реализации ведущего лингвометодического принципа, который обуславливает содержание начального курса русского языка, — это взаимосвязанное изучение всех его сторон: лексической, фонетической, словообразовательной и грамматической.
Такое изучение языка как целостного явления создает возможность для осознания его учащимися как средства общения людей. В систему обучения грамматике и орфографии должна органически включаться работа над связной речью. Учитель должен
В учебнике русского языка большое место отводится работе с текстом. Нужно использовать возможности текста, если даже не указано в задании, какую работу с ним можно провести (обратить внимание на точное употребление слов, в частности, имя прилагательное, на удачное сравнение, и т. д.
). Нельзя допускать, чтобы учащиеся начинали списывать текст, не уяснив его содержание. Еще хотелось бы обратить внимание на содержание дидактического материала. Кажется целесообразным ориентировать учащихся на практическое применение полученных при изучении темы «имя прилагательное» знаний, на правильное точное употребление имен прилагательных в повседневной речи. Для этого следует предлагать школьникам составлять описания не только в художественном стиле. Например, дать в газету объявление о пропавшей, найденной, не имеющей хозяев кошке ; составить сравнительное описание предметов, с которыми дети часто встречаются Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальных классах.
В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники усваивают много специальных слов, книжные конструкции — овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится мене раскованной и эмоциональной, более трафаретной.
А ведь нам нужно «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов.
А для этого необходимо развивать речь младших школьников — детей того возрастного периода, когда они еще обладают способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи. Разговорная речь ребенка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребенка в школе. Задача учителя начальных классов — в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определенной информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.
В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления. и тема «имя прилагательное представляет для этого неограниченные возможности».
Методические приемы, способствующие накоплению словарного запаса за счет имен прилагательных