Мицкевич и Пушкин: жизненные и творческие пути

Мицкевич и Пушкин. Кроме общего настроения идейного пафоса — свободолюбивого духа свободы и борьбы — все сонеты цикла объединяет и сквозной образ лирического героя, путешественника, пилигрима, который потерял Родину, друзей, любовь любимой и обречен на вечные странствования далекой чужбиной. Стараясь осмыслить трагические разногласия собственной судьбы, постичь смысл своих моральных запросов и духовных порываний, он ищет созвучие собственным мыслям и чувствам в буревых стихиях, в величественной красоте горных видов, в перипетиях

исторического течения человеческой жизни, его прошлого и современности.

В этом ему помогает Мирза, фигура которого сопровождает лирического путешественника в качестве наставника и духовное руководства, раскрывая ему глубинное, символическое содержание языка, которым природа разговаривает с человеком. Немало исследователей творчества обоих поэтов считают, что в фигуре пилигрима Мицкевич изображает собственный образ, тогда как за фигурой Мирзы он скрывает те впечатления, которые ему навеяли раздумья о Пушкине, о его пребывании в Крыму, а также и о его отношениях с Каролиной Собанской, благосклонность которой

русский поэт получил раньше от Мицкевича.

Каролина Собанска, которая за иронией судьбы стала «полицейской музой» «Крымских сонетов» А. Мицкевича, познакомилась с Пушкиным зимой в 1821 году в Киеве, где отслеживала связи росийско-польских подпольных организаций. ей удалось проявить контакты А. Пушкина с декабристами, а также установить каналы связи северного и южного крыла русских декабристов, которые, в сущности, инициировало начало широкомасштабного полицейского расследования.

Интересно, что в том же 1821 году в рукописи «Кавказского пленника» Пушкин делает черновые записи плана будущей «адской» поэмы, вписывая туда такие поэтические строки:

Изобразили тоже пропастей глубоких, Где в мучениях вечных и жестоких. Где слез во мраке льются реки, Откуда изгнаны навеки, Надежда, мир, любовь и сон, Гдє море адское клокочет, Где, грешника внимая стон, Ужасный сатана хохочет.

На сопредельном листе размещен рисунок, на котором обрисован сатанинский балл, а посреди разнообразной адской нечисти — ведьма, портрет которой поразительно напоминает черты лица Каролины Собанской.

Мистика, но этот образ из пушкинской рукописи символически перекликается с образом адской пропасти, смотреть в которую предостерегает пилигрима Мирза, хотя ученик и не прислушивается к совету своего учителя:

Мирза

Молись, попусти половодье, отвернися, Здесь лошадиным имеешь ты довериться ногам: Это конь-умница! Он избирает сам Безпечнейшую тропу; взгляни — укляк, поднялся, Повис над скалой! Наземь не смотри, Так как глазом дна никак не достигнешь ты там, Рукой не махай — не даны крылья рукам! — даже мысль ты пускать берегись, Будто бедный якорь в неведомую глубину: Не зацепившийся, в водоворот жахну Потащит лодочки тот якорь к смертной казни.

Путешественник Я, мирза, посмотрел! В отверстие то земное Я видел… что такое — по смерти расскажу, Так как языком живых того не рассказать.

После подавления восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 году было арестовано несколько раскрытых Собанской поляков-связистов, свидетельство одного из которых разрешили дополнительно провести целый ряд арестов. Впрочем, ни одних компрометирующих свидетельств против Мицкевича агентурная группа Витта не подала. Возможно, поэта спасла именно искренность его чувств к Каролине?

За некоторыми свидетельствами, Мицкевич догадался о настоящих намерениях своего окружения и вел себя осторожно, по крайней мере в официальном рапорте Витт докладывал, что убедился в политической благонадежности польского поэта, после чего Мицкевич был назначен чиновником к канцелярии московского генерала-губернатора Дмитрия Голицина.

Удивительно, но и Пушкин продолжал любить Каролину. В 1829 году Собанская снова встретилась с А. Пушкиным в Петербурге и 5 января 1830 года он вписал в ее альбом два стиха, которые считаются непревзойденными шедеврами русской лирики:

«Я вас любил; любовь еще быть может В душе моей угасла не совсем; Но пусть вас это не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем…. и

«Что в имени тебе моем? Оно замрет, будто всплеск печальный Морской волны в берег дальний, Будто гук ночной в леса глухом…

Приметой признаком стиха «Я вас любил…» есть то, что лирическое чувство, которое в нем звучит, высказано чрезвычайно немногословно, но удивительно афористически и выразительно. В стихе почти нет сложных образов, метафор и эпитетов, которыми по обыкновению поэты изображают свои чувства, адресованные любимой, но однако образ любви, который возникает из строк стиха, преисполнен волшебной поэтичности и привлекательности, необыкновенно светлой грусти, кульминацией которого есть два заключительные строки, которые считаются чуть ли не самыми поэтичными во всей русской любовной лирике XIX ст.

Я вас любил так нежно так, безмятежно, Как дай вам бог, любимой быть другим!

Любовь к Каролине Собанской, воспетая Пушкиным в стихах «Я вас любил…» и «Что в имени тебе моем?..», нашла отображение и в других произведениях поэта, в частности в «Каминном госте» с его донжуанскими мотивами и в образе прекрасной полячки Марины Мнишек из трагедии «Борис Годунов». Того же 1830 года, когда Пушкина вписал в альбом Собанской свои знаменитые стихи, он окончательно убедился, что эта женщина его не любит. Именно в этот год Пушкин пишет и восьмую главу «Евгения Онєгина», в которой Онегин признается в любви к Татьяне…

Мицкевич, который после приезда в Одессу попал в любовные сети Каролины, также посвятил ей один из знаменитых своих стихов «Неуверенность», который считается одним из наиболее завершенных шедевров польской лирики. Положен на музыку, он и сегодня выполняется польскими бардами:

Ради тебя даже смерть была бы легкой, В ад я подался бы для твоего покоя, Хотя не имею сил сердцу приказать — И твоим здоровьем и покоем стать; Сушит мне мозг тот лихой вопрос: Или это только дружба, а или это любовь?

В 1832 году в Дрездене Собанска в качестве агента под прикрытием проникает в центры польской эмиграции. ей удается подобраться к руководителю экспедиционного корпуса повстанцев Юзефа Заливского. При попытке перейти русскую границу все семьдесят его агентов были арестованы. Один из них был повешен, а другие отправлены в ссылку в Сибирь.

Того же года она снова увиделась с Мицкевичем, который написал в ее честь драму об «графине Каролине» — польской патриотке, которую преследуют и царская полиция, и польские повстанцы, которые не понимают настоящих мотивов ее действий.

Пройдет лишь год, и зимой 1833 года в Париже славный французский писатель Оноре Бальзак получит анонимное любовное послание от поклонницы его таланта из далекой Украины. Автором этого послания окажется Эвелина Ганска, в девичестве Ржевуска… — младшая сестра Каролины Собанской. Каролина увиделась с Бальзаком в Париже, когда тот, незадолго до смерти, вступил в брак с ее сестрой.




Мицкевич и Пушкин: жизненные и творческие пути