Миф в мировой литературе
Как наука о мифах, мифология имеет богатую и продолжительную историю еще в античности предпринимались попытки переосмысления мифологического материала. Изучением мифов в разные периоды времени занимались: Эвгемер, Вико, Шеллинг, Мюллер, Афанасьев, Потебня, Фрейзер, Леви-Строс, Малиновский, Леви-Брюль, Кассирер, Фрейд, Юнг, Лосев, Топоров, Мелетинский, Фрейденберг, Элиаде и многие другие. Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе.
Безусловно, в трудах исследователей существуют и точки соприкосновения.
Представители различных научных школ акцентируют внимание на разных сторонах мифа. Так Кассирер говорит о символичности мифов, Рэглан определяет мифы как ритуальные тексты, Лосев — на совпадение в мифе общей идеи и чувственного образа, Афанасьев называет миф древнейшей поэзией, Барт — коммуникативной системой. Существующие т еории кратко изложены в книге Мелетинского «По этика мифа».
Понятие «миф» в различных словарях трактуется по-разному. Наиболее четкое определение, на наш взгляд,
Но, без сомнения, это определение не исчерпывает все характеристики мифа.
В статье А. В. Гулыги перечислены так называемые «признаки мифа»:
Слияние реального и идеального.
Бессознательный уровень мышления.
Синкретизм отражения.
Фрейденберг отмечает сущностные характеристики мифа, давая ему определение в своей книге «Миф и литература древности»: «Образное представление в форме нескольких метафор, где нет нашей логической, формально-логической каузальности и где вещь, пространство, время поняты нерасчлененно и конкретно, где человек и мир субъектно-объектно едины, Эту особую конструктивную систему образных представлений, когда она выражена словами, мы называем мифом». Исходя из данного определения, становится понятным, что основные характеристики мифа вытекают из особенностей мифологического мышления. Следуя трудам А. Ф. Лосева, В. А. Марков утверждает, что в мифологическом мышлении не различаются: объект и субъект, вещь и ее свойства, имя и предмет, слово и действие, социум и космос, человек и вселенная, естественное и сверхъестественное, а универсальным принципом мифологического мышления является принцип партиципации. Мелетинский уверен, что мифологическое мышление выражается в неотчетливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности.
Разные исследователи в своих трудах отмечают следующие характеристики мифа: сакрализация мифического «времени первотворения», в котором кроется причина установившегося миропорядка ; нерасчлененность образа и значения ; всеобщее одушевление и персонализация ; тесная связь с ритуалом; циклическая модель времени; метафорическая природа; символическое значение.
Г. Шелогурова в статье «Об интерпретации мифа в литературе русского символизма» пытается сделать предварительные выводы относительно того, что понимается под мифом в современной филологической науке:
Миф единогласно признается продуктом коллективного художественного творчества.
Миф определяется неразличением плана выражения и плана содержания.
Миф рассматривается как универсальная модель для построения символов.
Мифы являются важнейшим источником сюжетов и образов во все времена развития искусства.
Мифом может стать созданная автором «по законам художественной правды» новая реальность, которая моделируется в соответствии с предполагаемыми законами древнего сознания.
Нам кажется, сделанные автором статьи выводы касаются не всех существенных сторон мифа. Во-первых, миф оперирует фантастическими образами, воспринимаемыми как реальность либо реальными образами, которые наделяются особым мифологическим значением. Во-вторых, необходимо отметить особенности мифического времени и пространства: в мифе «время мыслится не линейным, а замкнуто повторяющимся, любой из эпизодов цикла воспринимается как многократно повторяющийся в прошлом и имеющий быть бесконечно повторяться в будущем» . В статье «О мифологическом коде сюжетных текстов» Лотман также отмечает: «Циклическая структура мифического времени и многослойный изоморфизм пространства приводят к тому, что любая точка мифологического пространства и находящийся в ней действователь обладает тождественными им проявлениями в изоморфных им участках других уровней… мифологическое пространство обнаруживает топологические свойства: подобное оказывается тем же самым». В связи с таким циклическим построением понятия начала и конца оказываются не присущими мифу; смерть не означает первого, а рождение второго. Мелетинский добавляет, что мифическое время — это правремя до начала исторического отсчета времени, время первотворения, откровения в снах.
Фрейденберг говорит также об особенностях мифологического образа: «Для мифологического образа характерна безкачественность представлений, так называемый полисемантизм, т. е. смысловое тождество образов». Наконец, в-третьих, миф выполняет особые функции, основными из которых являются: утверждение природной и социальной солидарности, познавательная и объяснительная функции.
Миф в мировой литературе