Мифы и легенды. «О Создании Земли», «Почему Бывает Печальное Солнце?»

Цель: Дать понятия о легенде и мифе, общий и отличительный признаки; раскрыть, анализируя содержание легенд «О создании земли», «Почему бывает печальное Солнце?», «О звездном Виз», «О ветре», «Об огне», первоначальные представления предков о Вселенной и человеке, реальные и фантастические элементы человеческого поведения; формировать привычки выразительного чтения; пересказа легенд близко к тексту; воспитывать любознательность, почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Оборудование: Разные издания народных легенд, иллюстраций к ним, переносная доска, картина М. Тимоненка «Перед грозой».

Любите травинку, и животное, и солнце завтрашнего дня. Лина Костенко

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Литература каждого народа состоит из устного народного творчества и литературы. И мы с вами поговорим о мифах и легендах украинцев, так как человек примитивно понимал мир, в котором ей пришлось жить, и старалась объяснить все, что его окружало. Тогда же силой своей фантазии он создал чудесное, необыкновенное, где фантастическое преобладало

над реальным.

II. Объявление темы и цели урока

На переносной доске записанные понятия.

Легенда

Поэтический рассказ или народное сказание о каких-то исторических событиях или жизни людей. То, что кажется невероятным, выдуманным

Миф

Сказ, пересказ, который передает верование старинных народов о богах и легендарных героях. Что-то выдумано, несуществующее.

В чем разность между мифом и легендой?

Учитель. Наши предки верили, что весь мир: небо, воздух, вся земля — заполненные многими, духами, что вся природа живое, преисполненная всякого дива, который в ней все думает и говорит наравне с людьми и богами.

Силой своей буйной фантазии древнейший человек создал образа разных духов. Это русалки, мавки, леший, водяной, домовой, щезник, ведьмы.

Фантастические повествования, в которых действуют эти образы, составляют украинскую демонологию.

III. Изучение нового материала

Игра. Отгадай: кто я?

1) Живую в лесу, молодая, красивая девушка. Заманив кого-то к себе своей красотой, разговором, потом защекочу насмерть.

2) Живую в лесу, дикий человек, для которых дикие звери — то самое, что у обычных людей скот, а медведи, волки и рыси — это их пес и кот. Они пасут и присматривают своих зверей.

3) Я подобный мужчине, но имею очень большой хвост и крылья. Как рыбаки раскладывают на берегу огонь, выхожу из воды. Рыба втекает передо мной и тогда хорошо ее ловить, так как сама набегает в сети.

Сижу в реках и колодцах и могу показыватся людям мужчиной, ребенком, козлом, псом, котом, селезнем, рыбой.

4) Я выгляжу, как маленький мальчик в рогатой шапке с колыбелью в зубьях. Ноги такие, как у козла. Кормлю ночами скот, гоню к воде и загоняю назад к конюшне.

Учитель. Эти образы помогут нам лучше усвоить мифологические легенды.

Легенды распределяются на такие виды

Мифологические ————————— Социально-бытовые

Апокрифические ————————— Исторически-Героические

Топонимические ————————— Антропоморфические

Учитель. Ознакомимся с легендой «О создании земли». Подготовленный ученик читает легенду.

Учитель. Народ никогда не воображал своей жизни без земли. Да и разве может быть иначе? Ведь дерево или же цветок гибнут, если их вырвать из грунта.

Так и человек. Ее душа вянет, засыхает, потеряв связь с родным краем. Испокон века люди считали землю матерью.

Она всегда согреет своей лаской, накормит своей щедростью, поддержит и защитит в лихой час. Все от земли — считали наши предки. Своей жизнью и благосостоянием человек обязан прежде всего ей. — Припомните пословица, загадки, разные выражения о земле.

Уч ен и к и. Держимся земли, так как земля держит нас. Будь богатый, как земля.

Загадки

Всех кормит, поит, а о ней не каждый заботится. Что в мире богатейшее? Что в мире сильнее всего?

Подберите слова — характеристики, которые метко передают ласку земли.

Вспомните, встречали ли вы легенды, истории о происхождении мира?

Ученик. Так. Из зарубежной литературы читали миф «Происхождение мира, богов и человека».

И в Библии читали о создании мира.

Учитель. Украинцы изначально любили и уважали родительский край, гордились своей родной землей. Старинные украинцы свято верили в то, что земля живая.

Она дышит, родит, утомляется, иногда болеет. Мы должны помнить: она — наша!

Дети! Каждому из вас приходилось ощутить, как солнечные лучики тихонько голубят, нежно гладят, нежно щекочут нас. Давайте узнаем, почему бывает печальное солнце.

Ученик читает стих.

Небо — будто в огне! Поле,

Запылала голубизна… Ставок,

И кажется мне: Наш огород

Все пылает, горит,- и садок.

Луки, В огнистые венки

Оделись цветка! Учитель. Приходилось ли вам подолгу смотреть на зрении?

Чему их считают «глазами неба»? Можно даже услышать выражение: звезды смотрят вниз.

Разве это в самом деле так, или это только кажется? Человеку изначально хотелось видеть в природе не врага. Мерцающий свет далеких звезд завораживал взгляд, смущало воображение. Они наделялись человеческими мыслями и чувствами. Кланяясь вечной красоте этих небесных светил, люди доверяли им сокровенное — любовь, кручину, ожидание.

А светлоглазые звезды смотрели на них и молчали, будто призадумавшись.

О чем речь идет в произведении «О звездном Визе». Это легенда или миф? Обоснуйте свою мысль. Составить план. Пересказать легенду.

Миг творчества. Придумайте песню с такими словами:

В темном море Тихо купались ясные звезды. Или создайте четверостишие о звездах, использовав для этого такие рифмы: маленькие — мелкие, горят — мерцают.

Учитель. Приходилось ли вам слышать голос ветра? Конечно, люди зачастую прислушаются к его звукам, недоумевая их силе и выразительности: Даже в языке нашем существует много точных характеристик, которые ярко воссоздают своеобразную «симфонию» ветра.

Это, которым выступает ветер в легенде «О ветре»?

Что реальное, а что фантастическое в легенде? Словарная работа. Взгляните на картину Николая Пимоненка «Перед грозой». Что наделал озорник-ветер? Что общего в легенде «О ветре» и картине Г. Пимоненка «Перед грозой»?

Прочитать легенду «Об огне». Определить фантастические и реальные элементы человеческого поведения. Пересказать произведение.

Определить жанр произведения.

IV. Итог урока

Какая разность между мифами и легендами? Чего нас учат произведения устного народного творчества.

V. Домашняя задача

Составить легенду о мифологическом существе, с которым мы знакомились на уроке.




Мифы и легенды. «О Создании Земли», «Почему Бывает Печальное Солнце?»