Мифы и легенды. Первоначальные представления о вселенной и человеке
Цель: Дать ученикам начальное занятие о мифе и мифологии; рассказать о том, как и когда возникли мифы, о мировом значении мифологии и ее влияние на развитие искусства; развивать ассоциативное мышление учеников, творческое воображение, умение давать краткие логические ответы на вопрос; воспитывать интерес и почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков. Оборудование: Книжная выставка разных изданий мифов Древней Греции, иллюстрации к мифам, репродукции картин на мифические сюжеты, мифологический словник. Тип урока:
…Знать дохристианские верования непременно нужно, так как без них нет возможности понять… историю культуры и историю литературы, основанных на духу народа. Митрополит Иларион.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы, цели урока
Запишите в тетради тему… Целью нашего урока есть…
III. Изучение нового материала
1. Слово учителя.
Миф происходит от греческого «митос», что означает «слово» Это давние за происхождением сказания о Богах, разных фантастических историях о сказочных героях, полубогах, уродах, «чудесах». Мифологическое
2. Беседа на проверку внимательности учеников
Какие причины возникновения мифов? Можно ли их назвать явлениями искусства слова? Вспомните, мифы каких народов вам известные?
На доске записанные пословицы и выражения: «Человек — это смертный Бог» «Погасла жизнь». «На роде написано».
3. Слово учителя. Древнерусские мифы очень похожие на библейские истории о создании человека из глины, из земли, из праха: «И создал Господь человека из праха земного». За одним из вариантов легенды, Бог старался изваять человека из теста. Отсюда и пословица: «Увидим, из которого ты теста!»
Так человек и появилась на мир. А чтобы он ожившая, вдохнул у него Господь душу.
У давних славян часто душа воображалась как огонь. Жизнь человека возможная была до тех пор, пока горело это внутреннее пламя. Не зря у нас до этого времени сохранилось выражение: «Погасла жизнь».
А кто же правит судьбой человека, отмеривает ей срок для жизни? Давние славяне считали, что это Род — «отец» всего видимого и невидимого. Когда рождался ребенок, его будущая судьба записывалась к книге Рода.
Отсюда выражение: «На роде написано».
В Роде есть помощницы-рожаницы, две дивы: Судьба и Не судьба — счастье и несчастье, характер и неудача. Они пряли нить жизни каждого человека.
Итак, наш мир — мир гармонии и контрастов, в котором есть день и ночь, свет и тьма. Боги часто вмешиваются в жизнь людей, удовлетворяя свои интересы, амбиции, а то и просто развлекаясь. Вместе из тем им хочется уважения от людей, их жертвоприношений.
Поэтому в мире людей из самого начала появилось добро и зло ; в борьбе добра и злой человек живой и поныне.
Мифы возникали во время, когда у людей было еще недостаточно развитое абстрактное мышление и сильное примитивное представление об окружающем миру и когда они ощущали бессилие перед стихийными силами природы.
Мифология — это основа искусства разных народов, этим словом называют и совокупность мифов какого-нибудь народа, и науку, которая изучает мифы.
Почти у каждого народа сохраняются пересказы, в которых действительное историческое переплетается с недействительным выдуманным; случаются чудеса, где действуют не только люди, а и фантастические существа бессмертные Боги, полубоги, фантастические животные.
— Рассмотрим картины, рисунки, которые представлены на доске.
Каких необыкновенных существ вы увидели? Опишите. .
4. Слово учителя. Так один за одним рождаются слова-мифы, которые перерастают в рассказы о высших существа, которые подобны людям. История знает несколько старинных цивилизаций со своими Богами и героями, с собственными тотемами и табу. Мифы сближались с религией, поэтому в давних религиях Богов было много. Если распределить все мифы по их смыслу, то можно определить четыре разновидности:
1) объяснительные, что толкуют возникновение какого-то явления природы или человеческого общества;
2) повествовательные, в которых излагаются выдуманные истории о седой давности;
3) мифы о возникновении мира или его создание сверхъестественными существами — богами;
4) мифы, в которых действуют герои-полубоги, пращуры исторических людей.
5. Словарная работа: На доске записанные определения понятий. Читает учитель. Ученики читают
Молча. Закрываю определение и даю возможность сказать его по памяти.
Миф — форма мышления старинного человека, который передует искусству.
Мифология — совокупность мифов какого-нибудь народа, наука, которая изучает мифы.
6. Беседа:
Что в переводе из греческого означает слово «миф»? Что такое миф, мифология? Что давние люди выражали в мифах?
Какие имена персонажей мифов вы запомнили? В чем вы усматриваете похожесть мифов разных народов мира? Какие разновидности мифов определяют по их смыслу?
Закрепление понятия о мифе.
7. Краткий пересказ учениками прочитанных мифов.
IV. Итог урока
Мифы помогают нам понять историю культуры и историю литературы, основанных на дохристианских верованиях народа.
Чудеса, которые меня ждут в мифе, превосходят всякие сказки.
V. Домашняя задача
Прочитать мифы «О создании земли», «Чему бывает печальное Солнце?».
Мифы и легенды. Первоначальные представления о вселенной и человеке