«Мильон терзаний» Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Автор рисует нам живые образы русских людей, отображая реальность такой, какой она действительно была в первой четверти XIX века. С позиции декабристов Грибоедов высмеивает закостенелость, консерватизм и отсталость традиций общества.

Пьеса написана в стиле классицизма. Автор подходит новаторски к теории трех единств. Он соблюдает единство места и времени, но не единство действия, то есть он не закладывает в основу комедии один конфликт, который должен разрешиться в конце традиционной

победой добра над злом.

Он использует столкновение разума, общественного долга и чувства. Новаторство автора проявилось и во введении внесценических персонажей. Грибоедов как бы раздвигает границы фамусовского дома, показывает нам отца Молчалина, дающего наставления сыну в Твери, Максима Петровича, о котором с благоговением говорит Фамусов.

Все это создает впечатление целостности картины, ее собранности и многогранности.

В комедии нет развязки, не хватает так называемого пятого акта, судьбы героев не ясны. Но все это выглядит очень реалистично с точки зрения композиции.

Мы видим удивительно

легкий стих, который практически незаметен в диалогах, но с его помощью создается впечатление стремительности действия.

В кругу одной семьи автор создает типичные черты целого общества, а в судьбе одного молодого новаторски мыслящего человека — судьбу всей свободолюбивой молодежи.

Это комедия одного героя — Чацкого. Позицию самого Грибоедова сложно понять. С одной стороны, он разделяет радикальные взгляды своего героя, но, с другой — не дает ему победить, заранее поместив его в такие условия, когда один Чацкий ничего не может сделать, только разочаровывается в окружающем мире и с достоинством уходит со сцены.

Возможно, Грибоедов таким способом показывает нам, что борьба бессмысленна, пока вокруг царят такие порядки. Но и бороться с этими порядками нужно совсем не так резко и категорично, как делает это Чацкий. Стоит обратить внимание, что автор, когда впервые упоминает фамилию главного героя, рифмует ее со словом «дурацкий»:

Простите, право, как бог свят, Хотела я, чтоб этот смех дурацкий Вас несколько развеселить помог:К вам Александр Андреич Чацкий.

Через реплики героев мы узнаем биографию Чацкого, а также можем проследить, как развивалась его личность. Меняется и Софья. Еще три года назад она была влюблена в Чацкого, а теперь он вызывает у нее раздражение.

У нее появляется новая любовь — Молчалин.

Столкновение Чацкого — вдохновенного борца за идею, цельного и волевого человека — с фамусовским обществом неизбежно. Обстановка нагнетается к концу пьесы, все осложняется личной трагедией Чацкого — крушением его надежд на счастье с Софьей. Его реплики становятся более резкими, соответственно, вызывают все более резкую реакцию у окружения.

Конфликт комедии многослоен и многогранен. Чацкий борется с Молчалиным за расположение Софьи, с «веком минувшим», доказывая свою правоту в социальных вопросах. Надо заметить, что открыто ему никто не возражает. На его монологи, преисполненные иронии и горечи, открыто никто из представителей фамусовского общества не отвечает.

Но не стоит недооценивать оппонентов Чацкого. Они хоть и глупее, но и хитрее. Чацкий ведет борьбу честно и открыто, идет до конца и проигрывает противнику, на стороне которого численный перевес.

Само название комедии как бы говорит само за себя. Грибоедов указывает нам, что Чацкий умен и страдает от этого. Пушкин же утверждает, наоборот, что Чацкий вовсе лишен ума, иначе не стал бы метать бисер перед свиньями.

Мы видим, что Чацкий — лишний человек, поэтому его можно сравнить с Печориным и Онегиным, но стоит заметить, что он — натура более деятельная, активная и сильная, чем они. Он появился раньше, положил начало чему-то новому, поэтому он и должен быть ярче и образнее. Чацкий любит и борется за свою любовь, бросая на это все силы, ему еще не успели надоесть все радости жизни, как Печорину или Онегину.

Он увлечен наукой, передовыми книгами, идеями. Чацкий — натура страстная. Не добившись Софьи, он горько разочаровывается, и последний его монолог наполнен отчаяньем:

Слепец! Я в ком искал награду всех трудов! Спешил!., летел!

Дрожал! Вот счастье, думал, близко. Пред кем я давеча так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! О Боже мой!

Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Стоит заметить, что Чацкий видит то, что хочет видеть. Он влюблен в Софью и говорит о том, что она его «надеждой завлекла», но никакой надежды Софья ему не давала. Скорее наоборот:

Убийственны холодностью своею! Смотреть на вас, вас слушать нету сил.

Больше всего героя задевает то, что она предпочла ему Молчали-на. Этот монолог обращает он скорее к самому себе. Фамусов так и не понял, что Чацкий хотел сказать, они как говорили, так и говорят на разных языках, думают по-разному:

Безумный! Что он тут за чепуху молол?

Софья не является частью старой Москвы, но и не идет с ней на конфликт. Именно отношение к ней становится так называемым слабым местом Чацкого, куда и нанесет удар общество.

Чацкий повержен и не способен больше бороться. Он уезжает из Москвы. Здесь нет счастливого конца, однако Грибоедов назвал свое произведение комедией.

Почему? Наверное, потому, что для Чацкого все сложилось вполне благоприятно, несмотря ни на что. Он не остался с женщиной, которая его не любит, с людьми, которые не понимают и не ценят его, считают сумасшедшим, он не попал в тюрьму за вольные речи, не был вызван на дуэль за оскорбления.

Останься Чацкий в Москве, в доме Фамусова, это непременно привело бы к одной из вышеперечисленных и неблагоприятных для Чацкого ситуаций. Такой сильный герой не сможет подстраиваться под кого-то, даже под влиянием самого сильного чувства, поэтому он и уезжает:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!..Карету мне, карету!




«Мильон терзаний» Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»