Миниатюра по рассказу Л. Толстого «Холстомер»

С народными рассказами сближаются не только драматические произведения писателя, но и повести, посвященные всегда волновавшей его проблеме смысла жизни. Теперь особое внимание он обращает на исследование ложного, извращенного мировоззрения представителей господствующих классов, принимающих устоявшиеся взгляды на жизнь, собственность, семью, любовь за нечто постоянное, не подлежащее ни малейшему сомнению. Таков герой повести «Холстомер» князь Серпуховской.

Повесть построена на контрасте фальшивой, бессмысленной, искусственной

жизни барина и естественного, народного начала, воплощенного в лошади по кличке Холстомер. Для писателя природа-, близость к ее вечным законам всегда были критериями гармонии и красоты. Для наиболее наглядного показа абсурдности собственнического мира Толстой ведет повествование как бы через восприятие Холстомера, который с позиций максимально естественного сознания не может понять и принять нелепость и преступность среды, где самое главное значение имели слова: «мой, моя, мое».

В конце повести Толстой рассказывает, как просто, в соответствии с законами природы заканчивается жизнь лошади и что) случилось с барином, который был внутренне мертв всегда: «Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после».




Миниатюра по рассказу Л. Толстого «Холстомер»