Мир добра в произведениях Василия Королева-Старого

«Потерчата», » Хуха-Моховинка» — неповторимые сказки украинского писателя Василия Королева-Старого. Их персонажи будто и известны нам, но не совсем такие, как в народных пересказах. Ведь они — представители нечистой силы. Согласно народных представлений она чаще вредят людям, чем помогают. Даже в детских прибаутках, забавах обращаются к разным проявлениям нечистой силы, чтобы не вредила, чтобы отвернуть ее злые действия.

А вот в сказках Василия Королева-Старого эти силы добрые, они людям помогают. Домовой проявляет заботу

о своем хозяине. Он настоящий добрый дух дома и всего хозяйства. Хоть он и встревожен, торопится найти хозяина, но успевает везде заглянуть и проверить порядок.

Ни одного вреда не должно быть в хозяйстве: корову нужно запереть в хлеве, ведро подвинуть, чтобы не упало в колодец. И болотные Потерчата в сказке тоже добрые и заботливые.

Они зажигают огоньки, чтобы дьяк Аверкий не попал случайно в болото. Не их вина, что дьяк выпил лишнюю чарку. В сказке Королева-Старого эти маленькие существа очень похожи на тех, которые представляем мы из народных пересказов.

В народных легендах — это души детей, которые умерли

некрещеными и теперь блуждают. При встрече с человеком потерчата выпрашивают себе имя. Поэтому при их появлении нужно оторвать клочок ткани от одежды, бросить в их сторону и сказать: «Будьте Иван и Мария». После этого потерчата благодарят и сразу исчезают, вреда они не приносят.

Так же и в сказке В. Королева-Старого потерчата не намерены вредить человеку. Они сразу же прислушиваются к Домовому, который появился своевременно, чтобы спасти хозяина, и гасят огни, которые сбивали дьяка Аверкия с пути.

Сказки «Потерчата» и «Хуха-Моховинка» наполнены добром, гуманизмом и легкой печали. Особенно это ощущается в сказке о Хухе. Так уж устроен мир людей, что в нем редко замечают и понимают чужие слезы. В нем также редко замечают страдания других существ, самой природы. Когда нехороший дед приходит в бору, чтобы срубить сосну, это приносит страдания не только для Хухи.

У дерева тоже болит рана, но человек это не учитывает. Жестоко ведет себя дед и тогда, когда бросает в маленькую Хуху топором. И хотя на судьбу этого крохотного существа выпадает немало страданий, но есть в ее жизни и светлые, красивые моменты: к ней благосклонно отнеслись козочки, которые предоставили приют в хлеве, ее появлению обрадовались дети.

Хуха-Моховинка — мифическое существо. Однако автор наделяет ее человеческими чертами. Хотя неплохо ей жилось возле козочек, где было тепло, достаточно пищи, но рядом не было других Хух. Поэтому она мечтала вернуться домой, так же, как мечтают об этом люди, которых судьба забросила на чужбину. Персонажи сказок В. Королева-Старого, хотя и олицетворяют «нечистые силы», но они добрые и сочувственные, за добро благодарят добром.

Домовой беспокоится о хозяевах, так как он дух дома. Но его особая забота вызвана еще и тем, что любит он своего хозяина за его разговоры, от которых весело в доме, за божественные песни.

Маленькая Хуха рискует погибнуть, но таки добивается от детей, чтобы они пошли в хлев и позаботились о козе Лоске, которая дала ей приют в трудное время. И даже нехорошего деда, который ранил ее и на всю жизнь сделал кривой, Хуха не бросает в беде, помогает выбраться из заноса, доводит до села. А все потому, что у Хухи доброе сердце.

Сказочные существа Василия Королева-Старого якобы говорят лишь о себе, о своих поступках, но на самом деле они обращаются к людям, учат нас быть добрыми, не помнить плохого, не требовать благодарности за красивые поступки.




Мир добра в произведениях Василия Королева-Старого