МИР, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС, АВТОР «ПЬЕРА МЕНАРА, АВТОРА «ДОН КИХОТА»

МИР, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС, АВТОР «ПЬЕРА МЕНАРА, АВТОРА «ДОН КИХОТА»

У Борхеса есть удивительный рассказ: «Пьер Менар, ав­тор «Дон Кихота». Фабула захватывает с первых фраз: Пьер Менар, писатель и интеллектуал — решает написать «Дон Кихота», того самого, которого написал Сервантес.

Что нужно для того, чтобы написать «Дон Кихота»? Прожить ту же жизнь и прочитать те же книги, какие про­жил и прочитал Сервантес. Что и делает Пьер Менар.

И вот перед нами два отрывка из двух «Дон Кихотов». На первый

взгляд — абсолютно одинаковых. Но это только до того момента, пока автор не начинает комментировать оба текста…

В общем, не было еще такого читателя, который бы не уверился окончательно и бесповоротно, что Пьер Менар написал своего, уникального и оригинального, Рыцаря Печального Образа.

Изящная мистификация Менара и Борхеса на самом деле — гениальное открытие европейского постмодерниз­ма. Оказывается, любой текст, написанный и опублико­ванный, начинает существовать сам по себе, в космосе читательских прочтений, литературоведческих видений, комментариев, правок, переводов, интерпретаций, и каж­дый

читающий каждый раз творит его заново. Поэтому не бывает двух одинаковых «Дон Кихотов» в руках двух разных читателей, мало того: не бывает двух одинаковых Дон Кихотов в руках одного и того же, но уже повзрослевшего читателя.

И еще: любой текст — пусть даже это не «Дон Кихот», а геометрия Ло­бачевского — существует только как субъективная реаль­ность, каким-то особенным образом понятая тем, кто его прочитал.

А поскольку мир с точки зрения постмодерна есть текст, то и действительность это всего лишь субъективно поня­тый феномен.

Поэтому любая истина — да и просто попытка ее отыс­кать — представляется немножко смешной.

Оттого постмодернист всегда ироничен и беспафосен.




МИР, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС, АВТОР «ПЬЕРА МЕНАРА, АВТОРА «ДОН КИХОТА»