Мировоззренческие установки в поэзиях Василия Слапчука

Творчество Василия Слапчука принадлежит современному литературному процессу, в котором он выступает то поэтом, то прозаиком, то литературным критиком. Характерным признаком поэзии В. Слапчука является определенная элитарность, в ее основе традиционная символика: библейская, народоведческая, психологически-философская. Для художника полноценным является мир природы, гармонии, мир человека; которая чему-то иногда старается разрушить мировую гармонию. Именно такой мир Слапчук старается открыть людям: «Этот мир одинокий и немой, он нуждается

в помощи, почему ты такой печальный Богдан-Игорь-Антон?»

Эстетичное наполнение его произведений и современные модерные интерпретации в сюжетных линиях одинаково могут быть оценены как приверженцами классических стилей в литературе, так и любителями модерного письма. Творческое кредо Слапчук высказывает философски многозначительно: «Писатель может быть национальным, но создавать должен в мире — ни рамки традиций, ни границы Отчизны не должны обременять художника». Недаром его называют «позадесятником», так как именно он имеет ту, определенной мерой объединительную, миссию творчества, которое

объединяет в себе все грани и границы постмодернистского направления.

Фольклорный белый стих В. Слапчука прибавляет к текстам какой-то особый украинский дух, где мифы и традиции, предрассудки и тонкая ирония присутствуют в одинаковой мере. Бесспорно, этого поэта можно считать настоящим выразителем праукраинских ценностей.

Предметность образов В. Слапчука весьма выразительна столкновеньем и объединением интеллектуальных понятий и названий, углубляет, насыщается символическим содержанием, приобретает универсальную чувствительность. Образцом для себя, как православный христианин, поэт представляет Иисуса Христа, так как считает «смысл человеческой жизни — в приближении к Богу». Это отличает поэзию Слапчука из немалого задела раздумий на тему войны в Афганистане, так как этот поэт свободен в самовыражении, не хочет и не может во всякое время озираться назад, настраиваться на мучительную «афганскую волну», поэтому среди его поэзий не очень много произведений, посвященных этой теме.

Лирический герой поэзии «Город» — юноша, который отправляется из села в город сразу же после выпускного вечера. Здесь и переживание, так как неизвестность ждет в будущему, и тревога матери, ведь она отпускает взрослого сына в неспокойную и непривычную взрослую жизнь. Прощаясь с детством, лирический герой стремится изменить свою жизнь полностью, даже «сапоги резиновые снял, в ботинки переобулся».

Он весь в плену неизведанного будущего. Желание забыть свое «сельское» прошлое застит ему глаза, он не замечает «зарева на все небо», — занявшись от его же собственного окурка, горит родное село. Ведущая мысль произведения — когда стремишься изменить свою жизнь, не можешь вычеркнуть прошлое, и определенной мерой ты за него ответственный.

Типичный образок сельской жизни мы встречаем в произведении «Село»: место, над которым даже «небо, как душа праведника», где дома «впереди себя в охапках цветники держат». Но, вдохновенное творческим видением автора, его украинское село бросает вызов серой будничности, ведь здесь, несмотря на то, что «в магазине бутылки принимают, куры границы переступают», красивое все одно всегда преобладает над полезным: «Каждый цветок на развес картофеля, Но картофель свиньи съедят, А цветы… единственно о совершенстве женщины свидетельствуют».

Философские раздумья художника о месте прекрасного в мире, о будничности с ее однообразными проблемами, обманчивости реального мира: «Весь мой род хлеб выращивал, а я буханку нарезать не могу, чтобы пальца не отрезать». Все это — в стихе «Толкование поэзии». Лишь когда произведение написано страданием то ли глубоким волнением сердца — там может быть творчество, там может быть настоящая поэзия, ведь «настоящая лишь кровь, которая на писке засохшая».

И над всем этим будто поднимается авторское понимание поэзии как чего-то изысканного и высокого, того, что «потребляется через соломинку».

Слапчук очень тактичен, нежен в словах, которые, однако, не мешают ему оставаться мужественным и твердым в убеждениях: «Он появился, но никто не спросил: кто ты? Когда он оставил их, никто не спросил: где он? Вот потому и песня эта не о нем, а о тех, что остались».

Вот такой он возникает перед читателем: открытый, ясноликий, с добрым приветом и желанием изменить мир к лучшему.




Мировоззренческие установки в поэзиях Василия Слапчука