Многоликий крестьянский мир в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Многоликий крестьянский мир в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Представляя в своем развернутом ответе авторскую позицию, покажите, что крестьянский мир в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» многолик и разнообразен. В основе сюжета — путешествие семерых временнообязанных мужиков, сквозных героев, отправившихся в поход за счастьем.
Правдоискательство всегда было в крови у русского народа, и опыт таких духовных поисков характерен для национального менталитета.
Выражая читательскую точку
Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, рассмотрите разнообразные народные типы, представленные в некрасовской поэме. Это и крестьяне-философы, и крестьяне-праведники, народные
Вспомните, что рабский дух был передан с молоком матери Якову «верному, холопу примерному», дворовым людям Последыша. Вино становится источником нравственного порабощения народа:
У каждого крестьянина Душа, что туча черная —
Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
Л все вином кончается.
Подчеркните, что Яким Нагой, мужичий «философ», определяет извечные противоречия народного духа: большой духовный потенциал и невежество, вопиющее пьянство. Но есть в поэме крестьяне, которые сумели сохранить внутреннюю свободу, не сломаться под бременем векового гнета. «Клейменый, да не раб!» — приговаривает с гордостью «богатырь святорусский» Савелий — мудрец и бунтарь, отбывший каторгу за убийство управляющего. И хоть «не дело между бабами счастливую искать», образ Матрены Тимофеевны — труженицы, матери, солдатки — убеждает нас в том, что она более всего достойна счастья.
Расскажите, что мерилом праведничества становится борьба за собственное счастье как первый шаг к его достижению. Обращается Ермило Гирин, сражающийся с купцом Алтынниковым за «сиротскую мельницу», к миру с просьбой о помощи, и побеждает мир врага. Освобождает разбойник Кудеяр народ от жестокого пана Глуховского, и ему даруется небесное прощение.
Отметьте, что библейский образ сеятеля, бросающего семена на благодатную почву — душу русского народа — воплощен в Грише Добросклонове. Это тип «всемирно болеющего человека», который станет во главе рати и дарует всем свет и свободу. Конечно, многое здесь от надежды, мечты, но они имеют реальную опору:
В рабстве спасенное Сердце свободное —
Золото, золото Сердце народное!
В своем ответе используйте такие теоретико-литературные понятия, как эпическая поэма, система образов, сюжетно-композиционная организация, авторская позиция, фольклорные мотивы, литературный тип, характер, образ.
Подчеркните многообразие коллективных и индивидуальных черт национального характера, воплощенных Н. А. Некрасовым в крестьянских типах поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Многоликий крестьянский мир в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»