Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера
Уильям Фолкнер. Аристократическая семья из штата Миссисипи. Родословная богатая, повлияли на развитие штата. У Ф. нет высшего образования.
Взаимоотношения с белой и черной расами на юге — симбиоз рас. Эта проблема у Ф. занимает важное место. Прадеда Ф. звали тоже Уильям Фолкнер.
Действие в микрокосме, ограниченной территории, пространстве. Округ Йокнапатофа — 2400 миль в квадрате, центральный город — Джефферсон. В основном в загородной местности.
Особая культура юга — британцы начали заселение с него. До сер. 19 века юг развивался
Плантация =микрокосм, гос-во в гос-ве. Война между серевом и югом закончилась уничтожением культуры плантаций. Когда Линкольн в 1865 году подписал указ об освобождении рабов — они не были готовы к этому, привыкшие к вдолбленному в них из века в век образу жизни, их четкой специализацией. Черные-белые — это был тесный симбиоз, сожительство. Черное и белые дети росли вместе, их даже одна черная женщина вскармливала.
С другой стороны, когда рабство отменили, родители категорически
Попытка юга выжить и сохранить себя нетронутым. Придумал миф, чтобы сохранить культуру. Связь южан с почвой, матерью-землей. Северянами была утрачена эта связь. У южан — природность, естественность, гармония, спокойствие духа, патриархальность, где все все про всех знают.
Север — технократия, машины — чудовища, прогресс деструктивен. Северян не любили на юге, потому что они — голытьба, янки, не обрабатывают участка земли, ни к чему не привязаны. А на юге даже деньги не всегда нужны были — обмен, натуральное хозяйство. Старался придать реальные черты утопии.
15 романов с одними действующими лицами: сноупсы, компсоны, бесхомы и др. многие коллизии списаны с событий в его семье. Имя передавалось по наследству — плетут паутину связи с прошлым. Мотив семейных проклятий.
Одни и те же имена — передача судьбы — снежный ком страстей, нельзя вырваться. Повторение имен, когда порой непонятно, кто есть — намеренный прием Ф.
НО: с другой стороны, пусть юг — это самодостаточная вселенная, это не отменяет того, что все замешено на рабовладении, на полном подчинении одного человека другому, на привычном отношении к рабам как к нелюдям.
«Положительный» для Ф. — это не обязательно хороший, это скорее тот, к которому Ф. относится с понимаем, сочувствием. И это угадывается по тексту. Кстати, по модернизму — все факты и герои должны быть равны для автора — этот принцип конселекции Ф. не выполняет — Ф. четко выделяет свои симпатии и антипатии.
Техника потока сознания, эксперименты с худ. Формой, концепция времени — памяти, нелинейного. Время по кругу, миф рисует «золотой век».
Для южан после отмены рабства на полвека как будто ничего не изменилось. Ибо они живут в своем, особом времени.
Из лекций. Просто так:
«Сарторис» — роман. Несколько героев имеют одно имя, связаны с военной службой. Эффект времени, запутанного в клубок.
Повторяются имена, лица — архиСартории, а проявляются в разных лицах. Судьба героя трагична. Весь образ жизни разрушен, хотя есть попытка сохраниться. В конце 19 века аграрный путь развития для США закрыт. Сознают иллюзорность своего мира.
Хрупкая картина мира — только в воображении персонажей. Даже если действия развиваются в 20 гг 20 века, шум извне, они стараются не пускать в свой мир.
Положительный герой, старый сарторис, боится все, что принесено ему цивилизацией, хотя мир уже вошел в 20 век. Запрягают лошадей. Постарается повернуть время вспять, обреченность.
Писатель трагического пафоса. 1950 — номинировали на нобелевскую премию. Был застенчив, боялся самолетов как южанин, его критиковали.
Хотел отказаться от премии, но поехал.
Сохранился комплекс недогероя, та как не успел повоевать как истинный южанин. Еси ты хочешь быть человеком своей культуры, ты обязан повоевать, а лучше погибнуть в бою. Стремление совпасть с героическим образом.
Влияние оказали: война, юг + то, что писал как писатель потерянного поколения. Писал о переживаниях людей, а не о самой войне. Повесть «солдатская награда».
Солдата «похоронили», уже не ждали дома, свыклись с тем, что они потеряли его и имеют отношение к герою. Но он возвращается инвалидом и никому не нужен, все разочаровались.
«сарторис» — последняя дань тем потерянного поколения. Смерть воспринимается как должное, как шалость. В семье ходят байки о героических смертях. Героизм замешан на клоунаде.
Концепция человеческого существа и времени. Все объективные события переломлены. Внешняя канва повествования — начало20 века. Специфическая легенда юга: жажда героической смерти, образ странника, аристократа-одиночки. Стремление не позволить вторгнуться в мирок + взаимоотношения мужду белыми и черными.
Комплекс вины — рабство. Благополучие США основано на рабстве. Ощущение, что наступит расплата. Симбиоз: одни не могут без других, неизвестно, кто сильнее. Необходимый симбиоз двух рас, сложившиеся исторически.
В 20е гг никто не держит их насильно, но они живут у Сарторисов. Удобная позиция черных.
Свойственны длинные фразы, так как литра потока созания. Способ уместить на одном острие булавки всю историю. Писателю не дано высказывать все до конца. Погоня за ускользающим означаемым.
Слово не привязано к плану сдержания, так как они переплетаются. И чловека выносит на поверхность потока слов. Новое понимание гениальности писателя — умение наворотить к можно больше вокруг мелочи.
На основе изучения персонажей делал выводы о поведении реальных людей. Обвиняли в том, что изображает ужасающих людей. Попытка воспроизвести поток сознания идиота — бенджи.
Бессознательное попытался выразить в 1ой главе «звука и ярости».
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера