Мое мнение о рассказах С. Васильченко «Свекор» и «Басурман»

Степан Васильченко — это литературный псевдоним Степана Васильевича Панасенко — С. Васильченко — человек высокой моральной красоты, на судьбу которого выпало много испытаний. Учась в Глуховском педагогическом институте, пошел преподавать. Так и прожил жизнь, работая учителем. Писал произведения, так как имел особый дар: видеть и замечать в жизни людей основное и воссоздавать его на бумаге.

И как писатель, и как учитель с большой любовью и ответственностью относился к своим обязанностям. Его кредо были слова: «Народ, по моему мнению,

более всего достоин того, чтобы из него брать темы для художественных произведений…».

С. Васильченко всегда был благородным, интеллигентным человеком, преданным обязанности. Пережил революцию и гражданскую войну, писал произведения о детях, учителях, о влечении народа к светлой жизни и счастью. Неоднократно писатель подчеркивал, что стремится писать произведения «меньше размером, больше по содержанию».

Поэтому именно новелла стала любимым жанром писателя.

Степан Васильченко — мастер малых жанров прозы. С. Васильченко — мастер короткой новеллы и небольшой повести, в основе которых

лежит психологический конфликт. Условно новеллы писателя можно поделить на такие группы:

Жизнь села и его социальные расположения духа; школа, дети и учителя; трагедия народных талантов; изобличение империалистической войны.

Его проза отличается своей искренностью, душевностью, доброжелательным юмором, тонким психологизмом, внутренней деликатностью. Главный признак их — быть предельно правдивыми к жизни. Поэзия рассказов писателя в их человечности, сжатости, эмоциональности, душевности.

Его произведения преисполнены веры в завтрашний день Украины, которую писатель очень любил.

Душа нашего украинского народа наделена кротостью, естественным тактом, тонким умом, поэтическим мироощущением, способностью шутить. Именно имея во внимании эти особенности национального характера, и создал Степан Васильченко образы людей, которым присуще чувство юмора, срисовал жизненные комичные ситуации. Рассказ «Свекор» знакомит нас с маленьким Васильком, который «всегда вызывал улыбку у взрослых» своим сердитым «старанием». В семье уже привыкли к этому недостатку маленького сына и потому относятся к нему с иронией.

Мы будто попадаем в кротко-мудрую атмосферу семьи, преисполненную заботы, и любви, и доброй насмешки над Васильковым «стариковским» благоразумием. Родители понимают, что осуждением и укорами здесь не поможешь, поэтому шутливыми ухищрениями доводят «свекра» до понимания и признания через слезы: «Я ма-а-ленький еще!»

Нельзя без смеха читать рассказ «Басурман». И хоть описан в нем незначительный эпизод ссоры маленького Семена с поглощенной заботами матерью, но столько кроткого юмора, родственного тепла и народной мудрости в каждой строке! Мы понимаем, что мать, хоть и ругается на «басурмана» , но сердцем старается сделать его разумнее. Она пугает адом сына, эту «крещенную тварь», и здесь же «кротким, тихим голосом» предостерегает своего ребенка от адских мучений и становится понятно, что и материнские сердитые слова, и взбучка за папиросу — это все вызвано переживанием за родного сына, за его душу, его будущее.

Поэтому счастливым ожиданием отзываются в нашем сердце «могучие мелкие перезвоны радостного нового пономаря», которым становится в собственном воображении озорник Семен.




Мое мнение о рассказах С. Васильченко «Свекор» и «Басурман»