«Мое отношение к Татьяне Лариной»

Образ Татьяны, созданный Пушкиным в «Евгении Онегине», имеет не меньшее значение, чем образ Онегина. Пушкин старался показать тип, казалось бы, обычной русской девушки, провинциальной панночки, но в, то, же время удивительно привлекательной и поэтической. Татьяна совсем не красавица, о чем Пушкина прямо говорит:

Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла бы она глаз.

Это же подчеркивается и в последней главе, где мы видим Татьяну уже петербургской знатной дамой, «равнодушной княгиней, неприступной богиней роскошной

величественной Невы», «законодательницей залов». Тем не менее, Пушкина не забывает напомнить: «Никто бы не мог ее прекрасной назвать». Но в тот, же время она, сидя за столом рядом с «блестящей Ниной Вронскую», знаменитой петербургской красавицей, ничем не уступала ей.

Очевидно, эта привлекательность была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, уме, простоте, богатстве духовного содержания. Пушкин нарочно назвал свою героиню простонародным именем Татьяна и тем самым ввел его в литературу. Татьяна растет в семьи дикой, одинокой, неласковой девочкой, которая не любит играться с подругами,

по большинству углубленная в себе, в свои переживания. Любознательная, она старается понять свое окружение и свою собственную душу и, не находя ответа на свои вопросы в старших — матери, отца, няньки, ищет их в книгах, к которым она имела страсть из самого детства и каким привыкший верить беспрекословно.

О жизни, о любви она привыкшая узнавать из прочитанных романов. В них же она искала отображение своих собственных переживаний.

Окружающая жизнь, среда сельских помещиков, их жен и детей мало удовлетворяло ее требовательную душу, ее любознательный ум. В книгах она видела другую жизнь, более значительное и богатое событиями, других людей, более интересных; она верила, что такая жизнь и такие люди не выдуманы автором, а существуют на самом деле, и была уверенная, что и она, может, когда-то встретится с такими людьми и поживет такой жизням. Не удивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так поразительно непохожего на всех знакомых ей молодых людей, Татьяна приняла его за героя романа и влюбилась у него. Она любит пылко и решает написать Онегину свое наивно-трогательное объяснение в любви. Суровый, резкий отказ Онегина раскрывает ей глаза, но чем дальше, тем меньше она понимает Онегина и его поступки.

И ее любимые романы уже не помогают ей. Случайно Татьяна попадается в кабинет Онегина и видит его книги, на которые с жадностью бросается. Эта литература совсем не похожая на ее сентиментальные романы. Читая эти произведения, Татьяна открыла в них иной мир, они помогли разобраться в души Онегина, но она делает поспешный вывод о похожести Онегина с нелюдимыми, холодными, разочарованными во всем героями прочитанных ею книг.

Она считает, что он просто копирует модных героев. Это не так, конечно, но Татьяна твердо убеждена в правильности своего вывода, и это делает ее положение безнадежным: она не может разлюбить Онегина, но в тот же время знает, что этот человек не стража ее любовь. Это есть одной из причин ее отказа Онегину. Но, увидев его, измученного болезнью, Татьяна понимает ошибочность своих поспешных выводов, начинает верить в искренность чувства Онегина.

Татьяна и сейчас любит Онегина и верит в возможность счастья с ним, но решительно отвечает отказом ему. Татьяна сознательно, по доброй воле, вышла замуж за человека, который не любит, и дала ему слово быть верной женой. Пусть она теперь понимает, что это была ошибка с ее стороны, что она действовала неосмотрительно и страдать через эту ошибку должна она самая, но чувство обязанности берет в ней верх над всеми ее чувствами.

Объединяет героев независимость их суждений и поступков. Онегин в беседе целиком свободно все подвергает суду, уклоняется от общения с назойливыми соседями-помещиками. Он не всегда проявляет заботу о том, которое о нем сложится впечатление.

Наделенная «своенравной главой», Татьяна резко высказывается о блистательности, мишуре, суете высшего мира. Онегина и Татьяну сближают также честность и правдивость во взаимоотношениях. На доверчивое письмо Татьяны Евгений отвечает «признаниям также без искусства».

Не удивительно, что умные, проникновенные люди, которыми были Онегин и Татьяна, чувствовали себя целиком одинокими в той среде, к которому они принадлежали от рода. Поэт отмечает, что Онегин в избранном обществе «казался чужим». Татьяна даже в родной семье «казалась девочкой чужой».

Рисуя в своем романе волшебный образ русской девушки, не красавицы, с крестьянским именем, автор и в характеристике ее душевного слога, и в изображении ее поведения не украшает, не идеализирует, хотя и заявляет не раз о своей глубокой симпатии. Если Пушкина так о ней говорит, то, я думаю, она волшебная.

Мое отношение к Татьяне можно высказать словами Пушкина: «Прошу простит: я так люблю Татьяну милую мою!», ее целостность, умение подчинять все свои действия чувству ответственности, неспособность к обману, к соглашениям со своей совестью делают ее образ таким привлекательным. Возможно, она не всегда верно понимает своя моральная обязанность, возможно, в данном случае, решая свою судьбу и судьбу Онегина, она и ошиблась, — но она самая видела в этом обязанность и, итак, так только и могла действовать.




«Мое отношение к Татьяне Лариной»