Мои любимый поэт серебряного века

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов созна­тельного бытия ставит их в самые благопри­ятные условия для развития природного да­ра. Такой была судьба Марины Цветаевой, значительного поэта пер­вой половины XX века. Все в ее личности и творчестве резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствую­щих литературных вкусов.

В этом была и си­ла, и самобытность ее поэтического слова. Со страстной убежденностью провозглашен­ный ею в ранней юности жизненный принцип быть только самой собой,

ни в чем не зави­сеть ни от времени, ни от среды, обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречи­ями трагической личной судьбы.

Моя любимая поэтесса М. Цветаева роди­лась в Москве 26 сентября 1892 года:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Рябина стала символом судьбы, сложной и горькой. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Она унаследовала от матери мятежную натуру, поэтому так ярки и неистовы ее произведения о Пугачеве, стихи о Родине.

Ее поэзия вошла в культурный обиход, сде­лалась неотъемлемой частью нашей духов­ной жизни. Сколько цветаевских

строчек, не­давно еще неведомых и, казалось бы, навсег­да угасших, мгновенно стали крылатыми! Стихи были для Цветаевой почти единствен­ным средством самовыражения. Она поверя­ла им все:

По тебе тоскует наша зала,

Ты в тени ее видал едва.

По тебе тоскуют те слова,

Что в тени тебе я не сказала.

Следует отметить, что слава пришла к ней мгновенно. Если Ахматову сравнивали с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофра­кийской. Уже в 1912 году выходит ее сборник стихов «Волшебный фонарь». Характерно обращение к читателю, которым он откры­вался:

Милый читатель!

Смеясь как ребенок,

Весело встреть мой волшебный фонарь.

Искренний смех твой — да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.

В «Волшебном фонаре» Цветаевой мы ви­дим зарисовки семейного быта; воспомина­ния милых сердцу людях: маме, сестре, зна­комых; есть пейзажи Москвы и Тарусы:

В небе — вечер, в небе — тучки,

В синем сумраке-бульвар.

Наша девочка устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие ручки

Синий шар.

В этой книге впервые встречается у Марины Цветаевой обращение к теме любви. «Многие нынешние собрания сочинений Цветаевой от­крываются стихотворением «Моим стихам, на­писанным так рано…» Созданное в 1913 году,

В пору юности, оно стало программным и про­роческим:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам…

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Трагедия Цветаевой началась с первых же ее шагов в литературе. То была трагедия одино­чества и непризнанности. Прекрасными были цветаевские стихотворения «Последняя встре­ча», «Декабрь и январь», «Эпилог», «Итог дня». В 1913-1915 годы Цветаева создает свои «Юношеские стихи», которые никогда не изда­вались. Сейчас большинство произведений напечатано, но стихи рассыпаны по различным сборникам.

Необходимо сказать, что «Юноше­ские стихи» полны жизнелюбия и крепкого нравственного здоровья. В них много солнца, воздуха, моря и юного счастья.

Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, проливаемая в гражданской войне, от­толкнула Цветаеву от нее:

Белый был — красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был — белый стал:

Смерть победила.

Это был плач, крик души поэтессы. В 1922 го­ду вышла ее книга «Версты», состоящая из сти­хов, написанных в 1916 году. В сборнике воспет город на Неве, в стихах много пространства, до­рог, ветра, быстро бегущих туч и солнца, лунных ночей.

В «Верстах» есть целый цикл стихов, по­священных Блоку. Он для Цветаевой — «рыцарь без укоризны».

В том же году Марина переезжает в Бер­лин, там она за два с половиной месяца на­писала около тридцати стихотворений. В но­ябре 1925 года Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет. Во Франции она пишет свою «Поэму Лестницы» — одно из самых острых антибуржуазных произведений. Можно с уверенностью сказать, что «Поэма Лестни­цы» — вершина эпического творчества по­этессы в парижский период.

В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо понимала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Но на родине ее ожидали нищета и забвение, арестованы ее дочь и муж, кото­рых она нежно любила.

Одним из последних произведений Цветае­вой было стихотворение «Не умрешь, народ», которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, про­славляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.

Поэзия Цветаевой необходима многим в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя — огромного, как океан: народ­ного читателя, какого при жизни ей так не хватало.

В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать осо­бое, достойное место. Подлинное новаторст­во ее поэтической речи было естественным воплощением в слове мятущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа.




Мои любимый поэт серебряного века