Мои раздумья над поэмой В. Симоненко «Сказка об Обмане»
В. Симоненко… Поэт-шестидесятник… Поет-лирик…
Поэт-сатирик… И просто необыкновенный человек, который невероятной любовью любил окружающий мир, любил жизнь, любил своих родителей, а отсюда — и народ, и, безусловно, Украину, к которой он не искал «ни тропы, ни броду», так как она была в его груди, в его сердце. После окончания факультета журналистики при Киевском университете Василий начал свою трудовую жизнь, а стихи писал еще в школьные годы. Его творчество — это своеобразный манифест «шестидесятников», это гимн природе
Далеко не каждый поэт решался на правду. А Василий иначе не мог. И этого не простили ему. До 80-х годов его имя нельзя было произносить, а произведения не печатались, за исключением небольшого сборника, который был издан то ли друзьями, то ли каким-то чудом. И настало время — народ все-таки познал их и оценивает ныне.
Сегодня Симоненко возвращается к нам, возвращается во всем блеске своем, в полноте и первозданности своего таланта. Читаешь, перечитываешь стихи поэта, осмысливаешь их и придешь к выводу, что это не просто автор лирических произведений, это поэт-борец, Поэт-патриот шевченковского
Одним из лучших произведений писателя является «Сказка о Обманывала», написанная в 1963 году. В своем дневнике Василий оставил такую запись «Вчера написал «Сказку о Обманывала». Написал на одном дыхании, хотя кое-что было заготовлено раньше».
1963 год — тот период в жизни нашего государства, который характеризовался дурнотой и удушливостью. В историю он вошел под именем «застой».
По мнению историков, никакой, в сущности, не было разницы между Хрущевской «оттепелью» и брежневской «духотой». Вот потому и замалчивают наших «шестидесятников», поэтов, которые не хотели мириться с определенными обстоятельствами и в своих стихах разоблачали горе-руководителей. Симоненко еще в 1955 году сказал: «Возле руля продажный человек, кастраты дрожат от ужаса в немощи слепой…».
О чем же и о ком «Сказка о Обманывала»? Содержание произведения много проблемное, как и многопроблемна наша жизнь. А ее идея такова: осуждение тех, кто отбирает у человека Родину, отучает любить, прячет живую жизнь «в хребтах высоких бумажных гор и заливает его чернильными морями» обмана, забирает свободу объяснения любви к ней и притупляет историческую память, сознание обязанности. Своим произведением В. Симоненко еще и еще раз утвердил высочество творчества Шевченко:
Нет в мире Украины, Нет второго Днепра…
Произведение сложное, аллегорическое, переполнено замаскированными иллюзиями. Каждый образ символизирует определенное явление из жизни страны. Не все литературные критики именно это усматривают в оригинальном произведении, кое-кто сводит толкование «Сказки..,» к народнопесенному источнику, а образы расценивает как сказочных героев из народных сказок. И все же надо посмотреть на произведение другими глазами. В «Сказке…» и царская сельская старшина, и сталинские реки крови, и хрущевская лысина.
Симоненко сознательно разрушает время и пространственные рамки, подчеркивая этим общие корни тирании. Петр и Обманывала — представители двух поколений.
Петр — старшее поколение, активность у которого вытравили еще во времена царской России и сталинского режима, хотя его доброту уничтожить никто не сумел. Своего сына выгоняет Петр не из-за угроз старшины, а чтобы тот от голода не умер. Отец будто бы и проклинает сына, тем не менее, у него на устах «искренняя улыбка». Эти люди вступают в поединок со злом и побеждают. Им присущ юмор.
Когда старшина пришел к Петру жаловаться на непослушание Обманывала, Петр ответил: И я его вытурю из дома, чтобы не говорил малый сатана то, что всем известно». Обманывала не может мириться с режимом, он отправляется в долгие странствования счастье искать.
Симоненко наделяет героя чертами сказочных богатырей: невероятной силой, умением ходить по воде, смелостью и мужеством. Когда герой подрос, возмужал, сразу отправляется в родной край. По дороге ему попадается рай. Старшины рая заманивают Обманывала к себе. Картина рая — просто-таки модель хрущевско-брежневского общества: здесь чернильно-бумажные отношения с обществом, стремление уничтожить тех, кто против идеи.
И все это во имя светлого будущего. В характеристике старшин рая ирония Симоненко переходит в сарказм: «Одна забота наши лбы пашет — а что, как в мудрые бумажные горы внезапно попадет искорка огня? Хватит ли чернила, чтобы залить? А больше нам ничего не болит».
Жутко и гадко представлять себе эту гору, которая построена на деньги народа и заслоняет солнце от народа. Симоненко позорит творцов «Эвереста» с помощью приема саморазоблачения. Они пророчат свою мудрость, а на самом деле это плачевность и тупость:
Порода наша мудрая от природы, Мы знаем все, так как постигли все. И смотрит на нас волнительно и гордо Счастливый предок — искренний шимпанзе.
В «Сказке…» интересна интерпретация образа основателя бюрократического рая. Это — каменный идол на постаменте. Но основатель рая — не только Сталин, это и Хрущев, и Брежнев:
Так как такое на роду написано, От Адама до наших дней Будут людям светить лысины Величаво мудрых вождей.
Есть в «Сказке…» и другие образы — это проститутки-музы. Они не прикрыты аллегорией, обнажены автором:
Там живет племен всяких Престрашная мешанина, И зато тот край зовется — Русь единая, Русь единая.
Сердце поэта переполнено недоразумениями: его ужасно удручало и бесило то, что в нашей литературе много «низкопробных художников», жалких служак, которые пишут произведения на заказ. Разве можно было после таких мыслей и слов надеяться на издание «Сказки…»? В «Сказке…» В. Симоненко разоблачает лицемерие, кощунство, выражает непоколебимую веру в победу народа. Вот потому и убегает из рая Обманывала.
Конец произведения написан в чисто симоненковской манере.
Украина! Ты для меня — чудо! И пусть плывет за годом год, Буду, мама, гордая и красивая, Восхищаться тобой века.
«Сказка о Обманывала» — еще не до конца осмысленное произведение В. Симоненко. Его надо читать и перечитывать. И воспринять идейное содержание его можно только при условии глубокого знания истории и литературного процесса.
Мои раздумья над поэмой В. Симоненко «Сказка об Обмане»