Мои впечатления от «Божественной комедии» Данте Алигьери

Итальянец Данте Алигьери — поэт, писатель, ученый и философ, создатель итальянского литературного языка, автор «Божественной комедии», которую читают и комментируют до сих пор.

Данте известен во всем мире не только своим творчеством, но и своей великой любовью к Беатриче Портинари. Этой любовью, которая наполняла смыслом всю жизнь Данте, продиктована и его «Божественная комедия».

Это действительно главное произведение всего творчества и всей жизни Данте. Так считал и сам Данте, и его современники, и потомки. О высокой оценке

этого произведения говорит эпитет «божественная», который «Комедия» приобрела лишь многие годы спустя после смерти поэта. В «Божественной комедии» отражается вся эпоха раннего Возрождения в Италии. Сам Данте писал, что его поэма многозначна, как Библия.

Сюжет «Божественной комедии» прост, но прочитать его можно по-разному. Данте Алигьери после смерти возлюбленной Беатриче оказался в «сумрачном лесу» сомнений, терзаний и горя. Чистота и любовь Беатриче удерживали его от грехов, но теперь грехи побеждают. Данте изображает это как собственную встречу с тремя дикими и ужасными зверями, львом,

пантерой и волчицей. И спасти от смерти в пасти этих зверей Данте может только Беатриче.

Она просит у Бога, чтобы Данте еще при жизни показали, как мучаются в аду грешники, и тогда он перестанет грешить. Проводником Данте по аду становится римский поэт Вергилий, которого Данте считает своим учителем в поэзии.

В поэме мы находим очень реальное и красочное описание ада. Это наиболее яркая часть «Божественной комедии». С поверхности к центру Земли ведет глубокая воронка, стенки которой образуют девять кругов ада — царство дьявола и бесов.

Адская воронка образована падением Люцифера на Землю, когда в наказание за грех гордыни и восстание против власти Бога он был сброшен с небес.

И Данте вслед за Вергилием переправляется через подземную реку на ладье беса Харона вместе с душами мертвых грешников и спускается в самый низ ада, где находится сам Люцифер.

Когда я читала «Божественную комедию», мне казалось, что все это я вижу своими глазами, вместе с Данте. Я вместе с ним боялась ужасных демонов. Но я переживала за грешников, потому что их мучения, по-моему, не соответствуют их грехам при жизни. Ведь ужас вечного наказания выражен Данте в словах, которые написаны на вратах в ад:

Я увожу к отверженным селеньям, Я увожу сквозь вековечный стон, Я увожу к погибшим поколеньям…

Древней меня лишь вечные созданья, И с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованья.

И сам Данте, для которого наказание грешников в аду было привычной мыслью, очень часто сочувствует многим из них.

Мне запомнились несколько эпизодов и героев из «Комедии». Это трагическая история Франческе и Паоло, похожая на любовь Ромео и Джульетты, и Улисс, который, даже мучаясь в аду, выглядит как настоящий человек — сильный, смелый, любознательный.

Юная прекрасная Франческа была выдана замуж за хромого и уродливого старика, но полюбила его младшего брата Паоло, который был добр к ней:

Любовь сжигает нежные сердца…Любовь, любить велевшая любимым. Меня к нему так властно привлекла, Что этот плен ты видишь нерушимым. Любовь вдвоем на гибель нас вела…

Дух говорил, томимый страшным гнетом, Другой рыдал.

И Данте, для которого любовь к Беатриче тоже была чувством, освещающим его жизнь, жалел девушку и ее возлюбленного:

… Франческа, жалобе твоей Я со слезами внемлю, сострадая…… и мука их сердецМое чело покрыла смертным потом;И я упал, как падает мертвец.

Одиссея Бог наказывает за хитрость Троянского коня, из-за которого погибло много людей в Трое. Но Улисс гордится своими подвигами и ни в чем не раскаивается. Его главным качеством была любознательность, стремление к новому и неизведанному:

Земные чувства, их остаток скудныйОтдайте постиженью новизны, Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный! Подумайте о том, чьи вы сыны:Вы созданы не для животной доли, Но к доблестям и к знанью рождены…

Данте делает рассказ о грешниках ада очень реалистичным. Он использует обычные слова, которые описывают его страх или гнев, а сравнения загробных сцен с реальными, обыденными делают его поэму еще страшнее и нагляднее. Так, например, бесов, топящих грешников в котлах с расплавленной смолой, Данте сравнивает с поварами, которые ловко действуют поварешками.

Данте — небеспристрастный человек, и он помещает в аду всех своих политических противников, некоторые из которых даже были еще живы в то время! Это, например, враг Данте Фарината дельи Уберти, чья могучая и несгибаемая мучениями душа вызывает уважение и Данте, и всех читателей. В поэме Данте внимательный читатель найдет не только рассуждения о смерти и мучениях, но и мысли, чувства, стремления итальянцев того времени.

Мне показалось, что люди не так уж сильно изменились за прошедшие столетия: мы и сегодня любим и причиняем боль, боремся, предаем; люди кончают с собой, завидуют, пьют и много едят. У всех нас есть свои недостатки и пороки. Но возможность увидеть свое отражение в старинной «Комедии» итальянца Данте Алигьери помогает сделать выводы и попытаться стать немножко лучше.




Мои впечатления от «Божественной комедии» Данте Алигьери