Мой дом — моя крепость

Если рассматривать известную поговорку «мой дом — моя крепость», то из нее выходит, что дом — это некая оборонительная конструкция. Но от чего укрываться в этой крепости, если время мирное? Каковы в целом требования среднестатистического человека к тому месту, где он проживает?

Что дарует ему счастье именно в этом месте?

Здесь надо отталкиваться от того, что само понятие «счастье» расплывчато, и всякие рассуждения на эту тему упираются в то, что разным людям нужно для счастья разные и многочисленные вещи.

Но всем им,

независимо от их характеров, все же требуется такое место, где можно погрузиться в атмосферу уюта, расслабиться, вбирая в себя тепло и гармонию, скрыться от встрясок тревожной и такой непостоянной жизни. Вот это и есть та домашняя крепостная защита, которая позволяет пусть и временно сберечься от всего того, что обычно будоражит: от жестких реалий, давящих невзгод, тревожащих проблем. Есть мнение, что именно наличие в жизни человека подобного «дома-крепости» есть показатель окончательно сложившейся и обретшей счастье личности.

Вспомним главного героя Лермонтовского «Героя нашего времени» Григория Печорина.

Его поступки показывают, что в доме он, якобы, не нуждается, а ищет сильных жизненных встрясок. Уже при первом знакомстве с ним читатель видит человека, который постоянно передвигается по Кавказу, но в этих тревожных передвижениях видно его найти, понять себя. В воспоминаниях о детстве, у Печорина нет чувства тепла, он не желает вернуться в отчий дом.

Он совсем еще молод, но ощущение бессмысленности собственной жизни уже овладело им. И в постоянных переездах, равно как и в опасных интригах этого смысла вовсе не видно.

Печорин не видит смысла в поговорке о доме и крепости. Причиной этому: его по-юношески горячая натура, постоянный поиск себя, и вместе с тем осознание того, что ни семейный уют, ни постоянство не в силах одарить его счастьем. Таким образом, намеренно отрицая вечные ценности, желая переживать новые и новые встряски, вкупе со свойственной его натуре неспособностью к счастью, не оставляют герою Лермонтовского романа даже небольшого шанса обрести дом.

А вот в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герои ощущают себя совершенно по-другому. История Мастера гласит, что когда у него появилась приличная сумма денег, он не стал тратить ее на мимолетные жизненные услады. Он потратил эти купюры на то, чтобы снять подвал и обустроить в нем свой пусть и небольшой, но комфортный мирок. Там, среди книг, он словно за стенами крепости укрылся от тревог реального мира, создав для себя место, чтобы написать роман.

За плечами Мастера определенный жизненный опыт, который и дал ему понять, что для настоящего счастья ему нужно такое место, где было бы спокойно, где он мог бы творить и просто жить. В этот крохотный, но все же такой уютный подвальчик перебралась потом из своих роскошных апартаментов и Маргарита — поближе к своему возлюбленному.

Таким образом, дом является воплощением вечной ценности — обители и крепости, которая защищает от тревожного и суетливого мира. Дарит ощущение спокойствия и постоянства. Но только те, кто внутренне созрели до такого счастья, и обретут настоящий дом-крепость, остальные же обречены на скитания.




Мой дом — моя крепость