Мой любимый поэт и писатель Б. Пастернак

Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: «Где человек до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак — это «тайнопись», «шифр»». Эта фраза может служить предупредительным сигналом для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которого «Лирика Бориса Пастернака».

Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но его глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, вселенной, а также свежий, взволнованный стих всегда поражали

и до сих пор изумляют ценителей поэтического искусства.

Крупные русские поэты XX века формировались в сложных литературных потоках с различными течениями. А. Блок начинал как символист, В. Маяковский — как футурист, А. Ахматова — как акмеист. Борис Пастернак как поэт «пересекался» сразу с двумя течениями: с символизмом и футуризмом, с Блоком и Маяковским.

Влияние литературных направлений освежило язык его поэзии.

Что же позволило Борису Пастернаку выделиться среди современников? Развитию таланта способствовало то, что будущий поэт рос в благоприятной атмосфере: его отец — академик живописи,

мать — известная пианистка. Он учился за границей, изучал философию, увлекался историей, литературой, музыкой.

Это-то и определило в дальнейшем изящество и музыкальность его стиха.

Поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться в мир, но не вторгаться в него, чтобы не нарушить гармонию природы. Ранняя лирика Пастернака — это преклонение перед природой:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Первая книга поэта под названием «Близнец в тучах» вышла к новому, 1914, году.

К концу 1916 года была издана вторая книга стихотворений Пастернака «Поверх барьеров». Узнав о Февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным летом 1917 года книга лирики «Сестра моя — жизнь» поставила Пастернака в ряд первых литературных имен своего времени.

Слезы восторга и трепет души — постоянные спутники его общения с природой. Борис Пастернак провозглашает: природа — огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Об этом он говорит и в стихотворении «Весна» и во многих стихах из сборника «Сестра моя — жизнь».

У капель — тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слез. В этом стихотворении поэт говорит о саде, по которому пробегают первые лучи солнца, и он, «обрызганный, закапанный» прошедшим ночью дождем, загорается, «слепит» невольного наблюдателя.

Творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность Пастернаку как бы по инерции написать следующую книгу стихов — «Темы и вариации», но эта книга, упрочив его имя, внутренне означала для автора душевный спад, стала причиной недовольства собой.

Постепенно Пастернак свыкается с мыслью, что в такие, революционные, времена лирическая поэзия становится безнравственной и поэт может существовать, лишь сознавая свой долг, жертвуя своей прижизненной судьбой, временем ради вечного:

Мы были людьми.

Мы эпохи.

Нас сбило, и мчит в караване,

Как тундру под тендера вздохи

И поршней и шпал порыванье.

Следует отметить, что поэт не мог «замыкаться» только на теме природы. Две революции, три войны, годы сталинщины, хрущевской оттепели — вот что вместилось в рамки одной жизни. Первой русской революции Пастернак посвятил поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт».

В лирику поэта ворвалась тревога; истребляющая человеческие жизни гражданская война болью пронизывает его стихи:

А в наши дни и воздух пахнет кровью.

Открыть окно — что жилы отворить.

Об этом говорит он в 1918 году в стихотворении «Разрыв».

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы тогда касались и трогали поэта, вместе с некоторыми другими Пастернак объединил с ранними изданиями и составил сборник «Поверх барьеров». Итоговыми работами, этого времени стали поэмы «Спекторский» и «Охранная грамота», в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества.

С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в работе Союза писателей и выступил с речью на первом его съезде. В это время о нем много писали, он надеялся быть общественно полезным. С осени 1936 года тон печатных публикаций по отношению к Пастернаку резко переменился:

Поезд ушел.

Насыпь черна.

Где я дорогу впотьмах раздобуду?

Радость победы в Отечественной войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но и в их свете Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго», работа над которым заняла целое десятилетие.

Но К. Симонов, тогдашний редактор «Нового мира», отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено.

Прошло 30 лет двусмысленного замалчивания романа «Доктор Живаго», и наконец он издан. Печатаются массовыми тиражами, о которых автор не мог и мечтать, его стихи и проза. Его читают, о нем много говорят и пишут.

И все-таки общепринято, что лучшим в творчестве Б. Пастернака являются стихи и переводы.

Во многих произведениях Бориса Пастернака раскрывается его творческая личность. Это стихи «Тишина», «Ночь». В них звучит любовь к жизни, он внушает нам свою любовь к бытию, хотя все отчетливее и глубже осознает, что они от него уходят. Столь же сильна его любовь к творчеству: «Цель творчества — самоотдача» . Много стихов Пастернака посвящено женщине. Все, чем Пастернак так дорожил всю жизнь, передано в его последних стихах:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою!

В стихотворениях поэта последних лет явственно чувствуются ноты глубокого драматизма. Свое место в жизни он называет «бедственным» и просит смягчить ему «горечь рокового часа»:

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольного упорство…

Особенно подкупают стихи, написанные опальным поэтом. В них вылились горечь обиды, боль души:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

… Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

В последних строках этого стихотворения звучит надежда на пришествие новой эры — милосердия и справедливости. К сожалению, Борис Пастернак мог об этом только мечтать:

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Трудно читать Пастернака, сложен рисунок его творческого пути, но его вклад в русскую поэзию весьма значителен. Его произведения долгое время от нас скрывали. Теперь мы знаем почему.

Поэтому с каждым новым прочтением его стихов мы будем любить его еще больше.

Б. Л. Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения.

Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, даже бегством от окружавшей его советской действительности. Он подчеркивает необходимость непрерывной напряженной работы сердца и ума для каждого художника:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда.

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — времени заложник

У вечности в плену.




Мой любимый поэт и писатель Б. Пастернак