Как же Крылов относился к долговечности и действенности произведений искусства? На этот вопрос отвечает басня «Богач и Поэт». В ней повествуется о тяжбе Поэта, проклинающего свой жребий, с великим Богачом.
Спор решал Зевс.
Поэт ропщет, обращаясь к громовержцу
…Чем я виновен пред тобой,
Что с юности терплю Фортуны злой гоненье?
Ведь он беден, а вот Богач, без ума и выслуг, окружен толпой поклонников и заплыл жиром от неги и роскоши.
Да, тяжелое положение поэта: он голодает, «едва одет, едва обут». Это написал Крылов в 1824 году, будто повторяя пушкинское из «Ты и я» —
Я как смерть и тощ, и бледен.
Где «беден» рифмуется с «бледен»
Поэт беден и тощ, скажут в одно время и Пушкин и Крылов. Совпадение разительное, то есть не случайное. Речь наверняка идет не о поэзии облагодетельствованной, одаренной золотыми табакерками с червонцами, но о чем-то другом, о той поэзии, что, по Бестужеву, «рушит громады».
Хотя ее заточают в темницы, она делает свое великое дело. Караемая, изможденная, она всесильна. Наша истинная поэзия живет без ободрения свыше. «Ободрения нет — и слава богу». Это уже из декабристской «Полярной звезды» за 1825 год, изданной Александром Бестужевым и Кондратием Рылеевым.
Крылов, Пушкин, Бестужев взаимно дополняют и комментируют друг друга. В свете всего этого — слова Юпитера, обращенные к поэту,-
«В поздний век твоей достигнут лиры звуки?»
А про Богача он говорит, что его не будут помнить не только правнуки, но и внуки. Бессмертие, то бессмертие, что карается в аду, по Крылову, великое богатство, перед которым тускнеет и блекнет все золото мира. Поэт, ютящийся в нищете, по Крылову, создает истинную поэзию. То есть поэзию истины. Именно об этом идет речь.
Потому-то вопрос о правде, о правдивости литературы — главный предмет забот и раздумий великого баснописца.
Каков же результат его размышлений? Неутешительный. Правду не любят. Ее гонят отовсюду.
И что парадоксально, не любят и тогда, когда правда спасает человека.
Дайджест:
- Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ«Пчела и Мухи» — басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню «Муха и Пчела», где характер «трудолюбивой» хвастуньи 1808 года будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве. В басне «Пчела и Мухи» поэт рассматривает один вид паразитизма ... Читать далее...
- Мораль басни Крестьянин и Змея и ее анализКрыловская тема «Змея», змея «умная», маскирующаяся, хитрая, выявляет как свое несомненное достояние мудрость народа и общества: как ни умна Змея, как ни изощрена она в своих метаморфозах, ей никого не удалось обмануть даже соловьиным голосом. Ни умом своим, ни наглостью своей. Подумать только, до чего дошло: ведь она хотела у Крестьянина детей нянчить. В няньки, ... Читать далее...
- Мораль басни Два мужика и ее анализГоворя о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне «Два Мужика» , известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и «по миру пошел»; другой, ... Читать далее...
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни«Рыбьи пляски» — известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, «черновой», ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, «в духе» прогрессивной русской литературы. У первого, «чернового», варианта неблагоприятная для властей развязка. ... Читать далее...
- Мораль басни Старик и трое молодых и ее анализБасня «Старик и трое молодых» относится к 1805 году. И в ней «смиренно» говорит Старик, отвечая на дерзость молодых: «Издетства я к трудам привык». Заметим, что трое молодых, посмеявшихся над Стариком, сажающим деревце, не просто молодежь. «Один из них в торги пошел на кораблях», «другой в чужих землях» предавался «порока власти», жил в роскоши и ... Читать далее...
- Мораль басни Котенок и Скворец и ее анализ«Котенок и Скворец» — басня о предательстве, возведенном в ранг философии. В ней затронута весьма щепетильная нравственная категория — совесть. Та самая совесть, к которой весьма скептически относились герои горьковского дна. Крылов был более внимателен, чем герои Горького, к нравственному кодексу собственнического мира. Его Скворец прочитал голодному Котенку целую лекцию о совести. Первоначально Скворец, жалеючи ... Читать далее...
- Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализНа опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне «Сочинитель и Разбойник» осуждается Сочинитель на страшные муки — вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем ... Читать далее...
- Мораль басни Чиж и Еж и ее анализВ басне «Чиж и Еж» речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, в ... Читать далее...
- Мораль басни Осел и ее анализ[center][/center]Басня 1830 года «Осел» рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, — он просто Осел в подлинности ... Читать далее...
- Мораль басни Лев и ее анализОбратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая ... Читать далее...
- Мораль басни Охотник и ее анализ«Охотник» — басня, написанная в 1819 году. Она проста: Крылов ополчился против извечного «Еще успею». Он говорит, что здесь советчик не ум, а леность. И его мораль, заданная наперед, звучит призывом и строгим наказом: …Коль дело есть, скорей его кончай, Иль после на себя ропщи — не на случай… А далее следует рассказ об охотнике, ... Читать далее...
- Мораль басни Волки и овцы и ее анализКрылов прослеживал открытую им истину на малом и большом, на частностях и общем, на главных государственных институтах и маленьких сошках управления. В частности, он писал о «совете» при царе. И в «Водолазах», и в «Рыбьих плясках», и в «Пестрых овцах», и в «Волках и Овцах» на протяжении ряда лет Крылов зло издевается над этим «учреждением», ... Читать далее...
- Мораль басни Две Собаки и ее анализКрылов не был бы Крыловым, если бы настаивал на том, что предательство обязательно постигнет наказание. Это наивно. Видимо, предательство-лицемерие имеет одно важное отвлечение свое — холуйство, угодничество, порождаемые неограниченной единодержавной властью. Если не ценится труд, если попрано личное достоинство, то процветает холуйство, ищущее, по Достоевскому, кому бы сапоги почистить. Это писатель наблюдал у русских либералов. ... Читать далее...
- Мораль басни Мор зверей и ее анализРассмотрим басню «Мор зверей» . Крылов рисует картину страшного опустошения — по лесам ходит смерть, она не щадит никого… Но поэт так выразителен в описании эпидемии. Чувствуется, что на описание мора Крылов бросил все свои силы — здесь краски сгущены до предела. Следовательно, для идеи целого данная картина существенна. Лютейший бич небес, природы ужас — ... Читать далее...
- Мораль басни Гуси и ее анализБасня «Гуси» — одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков,- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип «первородства», родовитости, по сути дела, являлся главным ... Читать далее...
- Мораль басни Госпожа и две служанки и ее анализБезрассудным мотовством русский барин себя прославил в Москве и Петербурге, Париже и Риме. Но он прославил себя не менее, а более и рассудительным приобретательством, терпеливым и настойчивым. Только не на международной арене, а где-то в закуте, в глуши, в каком-нибудь Неелове, Неурожайке — тож… Прославил. Об этом Крылов расскажет в басне 1816 года «Госпожа и ... Читать далее...
- Мораль басни Воспитание льваСубъективно Крылов не видит возможности иного правления, кроме монархического. Поэтому, обличая, он одновременно наставляет, дает своеобразный «урок царям», что иногда делал, правда, в другом роде и Пушкин. Одним из таких «уроков» является басня «Воспитание Льва» . Не пересказывая всего (в басне повествуется о том, как царь зверей Лев отдал Львенка на выучку к Орлу, который ... Читать далее...
- Мораль басни Волк на псарне и ее анализПодлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне «Волк на псарне». Это произведение поэта — чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е. поэтика широкого радиуса действия, и как максимальное приближение к действительности,- в смысле данного конкретного случая. Здесь одержало победу свою и искусство портретной живописи, одной ... Читать далее...
- Мораль басни Орел и крот и ее анализТему возмездия, наказания за гордость и презрение к малым, простым, находящимся где-то в самом-самом низу государственной иерархии, Крылов ставил часто. Если не сказать, что это была его любимая тема. Она как бы являлась обратной стороной темы достоинства малого существа, достоинства скромности, незаметности, дружности и совместности общих усилий. Кичливость и зазнайство, гордыня — давние враги поэта-демократа. ... Читать далее...
- Мораль басни Обоз и ее анализ«Обоз», как известно,- выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, «досюльным» приемом стратегии — чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях. Победа, одержанная «малой кровью»,- ... Читать далее...
- Мораль басни Пестрые овцы и ее анализВ басне «Пестрые овцы» Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит — а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах ... Читать далее...
- Мораль басни Камень и Червяк и ее анализБасня «Камень и Червяк» была написана в 1814 году. Коль скоро в свете царит неправда и «знать свет» — значит знать всесилие неправды и несправедливости, то ссылками на несправедливость света пользуется сама несправедливость для своего утверждения. Несправедливость, неправда, мелкая ложь, где-то оплошавший паразитизм; степенная многолетняя терпеливая бесполезность, стремящаяся очаровать своею скромностью; или кипучее себялюбие, выставляющее ... Читать далее...
- Мораль басни Листы и Корни и ее анализИ Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение. Его басня 1811 года «Листы и Корни» находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория ... Читать далее...
- Мораль басни Синица и ее анализОдна из ранних басен, басня 1811 года, — «Синица». В ней обличается хвастовство. … делом не сведя конца, Не надобно хвалиться. Такова мораль басни. Она совершенно очевидна. «Море синица не зажгла» — стало крылатой крыловской фразой. Заклейменные и посрамленные хвастуны, вероятно, боятся моря как огня, боятся Крылова, избегают встречи с синицами — двойниками своими. Синица, ... Читать далее...
- Мораль басни Соловьи и ее анализНе единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские «Соловьи» «метят» во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия — так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и прозрачное. ... Читать далее...
- Мораль басни Лжец и ее анализКрылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного «общечеловеческого» порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего «Лжеца». Возвратившись из дальних странствий, дворянин, гуляя ... Читать далее...
- Мораль басни Вороненок и ее анализК 1811 году относится «Вороненок» с «моралью», утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор — вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и «взманило» Вороненка, подбило его на подвиг. ... Читать далее...
- Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализБасня «Волк и Ягненок» относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя — в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, афористической форме: У ... Читать далее...
- Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол«Собака, Человек, Кошка и Сокол»- басня, написанная в 1816 году. Ее герои поклялись друг другу в вечной дружбе, разделить заботу и радость, помогать друг другу, а при необходимости и умереть друг за друга. Налицо вся бутафория дружбы — полный комплект славословия и словоизвержения. Сюда прибавить нечего. А что было на деле? На деле все оказалось ... Читать далее...
- Анализ басни Рыбьи пляски КрыловаВ басне рассказывается, что Лев, слыша жалобы на богачей, на сильных мира сего и на судей, отправился осматривать свои владения. Вскоре он наткнулся на Мужика, жарившего живьем на сковороде рыб. Тот, отвечая на вопросы Льва, сказал, что он и народ собрались его приветствовать, оттого они и машут головами и хвостами. Лев поверил, лизнул милостиво Мужика ... Читать далее...
Мораль басни Богач и Поэт и ее анализ