Мораль басни Богач и Поэт и ее анализ
Как же Крылов относился к долговечности и действенности произведений искусства? На этот вопрос отвечает басня «Богач и Поэт». В ней повествуется о тяжбе Поэта, проклинающего свой жребий, с великим Богачом.
Спор решал Зевс.
Поэт ропщет, обращаясь к громовержцу
…Чем я виновен пред тобой,
Что с юности терплю Фортуны злой гоненье?
Ведь он беден, а вот Богач, без ума и выслуг, окружен толпой поклонников и заплыл жиром от неги и роскоши.
Да, тяжелое положение поэта: он голодает, «едва одет, едва обут». Это написал Крылов
Я как смерть и тощ, и бледен.
Где «беден» рифмуется с «бледен»
Поэт беден и тощ, скажут в одно время и Пушкин и Крылов. Совпадение разительное, то есть не случайное. Речь наверняка идет не о поэзии облагодетельствованной, одаренной золотыми табакерками с червонцами, но о чем-то другом, о той поэзии, что, по Бестужеву, «рушит громады».
Хотя ее заточают в темницы, она делает свое великое дело. Караемая, изможденная, она всесильна. Наша истинная поэзия живет без ободрения свыше. «Ободрения нет — и слава богу». Это уже из декабристской
Крылов, Пушкин, Бестужев взаимно дополняют и комментируют друг друга. В свете всего этого — слова Юпитера, обращенные к поэту,-
«В поздний век твоей достигнут лиры звуки?»
А про Богача он говорит, что его не будут помнить не только правнуки, но и внуки. Бессмертие, то бессмертие, что карается в аду, по Крылову, великое богатство, перед которым тускнеет и блекнет все золото мира. Поэт, ютящийся в нищете, по Крылову, создает истинную поэзию. То есть поэзию истины. Именно об этом идет речь.
Потому-то вопрос о правде, о правдивости литературы — главный предмет забот и раздумий великого баснописца.
Каков же результат его размышлений? Неутешительный. Правду не любят. Ее гонят отовсюду.
И что парадоксально, не любят и тогда, когда правда спасает человека.
Мораль басни Богач и Поэт и ее анализ