Мораль басни Два мужика и ее анализ

Говоря о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне «Два Мужика» , известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и «по миру пошел»; другой, чтобы не сжечь, принял меры предосторожности — затушил свечу и, с лестницы свалившись, стал на всю жизнь калекой.

И что превосходно в их логике: один говорит:

«Бог посетил меня: я сжег до тла свой двор…»

Другой повторяет

первого:

«И на меня прогневался, знать, бог…»

Но, видимо, не только бог: и бес помогал. Как только Егор свечу задул,

«Ан, бес меня впотьмах так с лестницы толкнул»

Старая-престарая песенка: бес попутал, бог прогневался, черт дернул… Крылов беспощадно ведет свою линию собственной вины. И в малом, и в большом, и в общем, и в частностях. Басня заканчивается словами третьего мужика:

«Пеняйте на себя, друзья!».

Сам виноват, пеняй на себя, ты в ответе! — настойчиво повторяет Крылов в малом и в большом, неотступно и неустанно преследуя вечную блажь сваливать все на дядю, на бога и его

соратника черта. Это — стойко. Это осмыслено поэтом не только в житейско-бытовом, но и в философском плане.

Кстати, сказал он и другое необходимое слово: «пьяный» — абсолютная характеристика. Она не требует дополнений — осторожный пьяный, предусмотрительный пьяный, дальновидный пьяный и т. д.- это вздор. «Пьяный» — это все. Поэт высмеивает старые погудки о том, что «хотя он пьяный, но…» и т. д. Нет этого «хотя», говорит поэт. Это нужно было сказать, и это сказано было Крыловым.

Так он карает «общечеловеческие» пороки.




Мораль басни Два мужика и ее анализ