Мораль басни Два мужика и ее анализ
Говоря о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне «Два Мужика» , известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и «по миру пошел»; другой, чтобы не сжечь, принял меры предосторожности — затушил свечу и, с лестницы свалившись, стал на всю жизнь калекой.
И что превосходно в их логике: один говорит:
«Бог посетил меня: я сжег до тла свой двор…»
Другой повторяет
«И на меня прогневался, знать, бог…»
Но, видимо, не только бог: и бес помогал. Как только Егор свечу задул,
«Ан, бес меня впотьмах так с лестницы толкнул»
Старая-престарая песенка: бес попутал, бог прогневался, черт дернул… Крылов беспощадно ведет свою линию собственной вины. И в малом, и в большом, и в общем, и в частностях. Басня заканчивается словами третьего мужика:
«Пеняйте на себя, друзья!».
Сам виноват, пеняй на себя, ты в ответе! — настойчиво повторяет Крылов в малом и в большом, неотступно и неустанно преследуя вечную блажь сваливать все на дядю, на бога и его
Кстати, сказал он и другое необходимое слово: «пьяный» — абсолютная характеристика. Она не требует дополнений — осторожный пьяный, предусмотрительный пьяный, дальновидный пьяный и т. д.- это вздор. «Пьяный» — это все. Поэт высмеивает старые погудки о том, что «хотя он пьяный, но…» и т. д. Нет этого «хотя», говорит поэт. Это нужно было сказать, и это сказано было Крыловым.
Так он карает «общечеловеческие» пороки.
Мораль басни Два мужика и ее анализ