Мораль басни Госпожа и две служанки и ее анализ
Безрассудным мотовством русский барин себя прославил в Москве и Петербурге, Париже и Риме. Но он прославил себя не менее, а более и рассудительным приобретательством, терпеливым и настойчивым. Только не на международной арене, а где-то в закуте, в глуши, в каком-нибудь Неелове, Неурожайке — тож…
Прославил.
Об этом Крылов расскажет в басне 1816 года «Госпожа и две Служанки». В басне под звездочкой, что означает: «перевод или подражание».
Но и в переводах и в подражаниях Крылов был и неподражателен и неподражаем. Образ Госпожи,
Схема сюжета известна очень давно, она идет с древности и, попадая в определенную национальную среду, обрастает соответствующими реалиями национальной жизни, что получилось и у Крылова, чей взор видел все в девичьей, передней, на псарне, на конюшне и в барских покоях. Так родился русский «извод» старого сюжета, образная система которого не нуждается ни в какой рекомендации.
У Барыни, брюзгливой и неугомонной,
Такова их «часть» или, «сказать простее», у-часть.
Днем перевесть она не даст за пряжей духу;
Зарей, где спят еще, а уж у них давно
Пошло плясать веретено.
Ни часа покоя. С утра до ночи — это неточно. От раннего утра до поздней ночи — тоже не очень передает «длину рабочего дня».
Крепостное право, по-крыловски, означает безграничное право Госпожи и полное бесправие для Служанок: «Им будни, праздник — все равно» — это главное. И петух, рано будящий старуху,- необходимый стерженек басенного сюжета, он, кроме всего, точно указывает предельность начала работы: дальше удлинять некуда.
Это — никакой не Эзоп, а обнаженная сцена крепостнической эксплуатации, описанная Радищевым, и если этого не «заметили» 150 лет назад, то только потому, что это носит название басня. Что означало: ищи применения иносказания, «подтекста»,- Госпожа, мол, не настоящая госпожа и Служанки — не настоящие, Крылов — хитрый… А вся хитрость Крылова в том и состояла, что его Госпожа была настоящей барыней, жестокой крепостницей а Служанки — бедные, измученные дворовые девки. Чтобы как-то облегчить свою участь, они свернули голову петуху. Но «из огня да в полымя попали».
Боясь, чтобы не пропало время, барыня начинала их будить, когда петухи еще и не певали. Видимо, кроме костлявой руки и клюки в ход пускалось что-то и другое. «Внеэкономическое принуждение»,- скажут ученые…
Мораль басни Госпожа и две служанки и ее анализ