Тему возмездия, наказания за гордость и презрение к малым, простым, находящимся где-то в самом-самом низу государственной иерархии, Крылов ставил часто. Если не сказать, что это была его любимая тема. Она как бы являлась обратной стороной темы достоинства малого существа, достоинства скромности, незаметности, дружности и совместности общих усилий.
Кичливость и зазнайство, гордыня — давние враги поэта-демократа.
Спесь карается. Это несомненно. Но труд нигде не выступает у Крылова в качестве активного боевого начала.
В басне «Орел и Крот» описывается один из случаев поверженной гордыни. Крот предупреждает Орла: не вей гнезда на этом дубе — «он в корне сгнил». Но
…что за стать Кротам мешаться сметь в дела
Царь-птицы!
Последующее ясно: гнездо свито, у Орлицы есть дети Но однажды, возвращаясь «из-под небес» к семье своей, Орел увидел свалившийся дуб и раздавленных им Орлицу и детей. Далее идет покаяние:
За гордость рок меня так люто наказал…
Стоит ли говорить, что басня эта начинается с поучения:
Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его.
Далее поэт иллюстрирует этот не ахти мудрый «урок царям». Басня бедна, не красочна, она плетется по одной стежке, не обрастая никакими подробностями. Чувствуется, что подобное могло быть написано на заданную тему.
Но тем не менее идея возмездия в ней живет, хоть и на подножном корму.
Дайджест:
- Мораль басни Совет мышей и ее анализ«Совет Мышей» — басня о совете хвостатых, куда не следует допускать бесхвостых. И наконец в мучном ларе Открыто заседанье… Хвостатых. На котором тем не менее оказалась бесхвостая крыса. Что и взволновало молодого мышонка. «Где ж делся наш закон?» — спрашивает он седую Мышь. На этот голос возмущения молодого мышонка последовал успокоительный ответ старой Мыши: …»Молчи! ... Читать далее...
- Мораль басни Обоз и ее анализ«Обоз», как известно,- выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, «досюльным» приемом стратегии — чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях. Победа, одержанная «малой кровью»,- ... Читать далее...
- Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ«Пчела и Мухи» — басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню «Муха и Пчела», где характер «трудолюбивой» хвастуньи 1808 года будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве. В басне «Пчела и Мухи» поэт рассматривает один вид паразитизма ... Читать далее...
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни«Рыбьи пляски» — известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, «черновой», ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, «в духе» прогрессивной русской литературы. У первого, «чернового», варианта неблагоприятная для властей развязка. ... Читать далее...
- Мораль басни Осел и ее анализ[center][/center]Басня 1830 года «Осел» рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, — он просто Осел в подлинности ... Читать далее...
- Мораль басни Охотник и ее анализ«Охотник» — басня, написанная в 1819 году. Она проста: Крылов ополчился против извечного «Еще успею». Он говорит, что здесь советчик не ум, а леность. И его мораль, заданная наперед, звучит призывом и строгим наказом: …Коль дело есть, скорей его кончай, Иль после на себя ропщи — не на случай… А далее следует рассказ об охотнике, ... Читать далее...
- Мораль басни Чиж и Еж и ее анализВ басне «Чиж и Еж» речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, в ... Читать далее...
- Мораль басни Листы и Корни и ее анализИ Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение. Его басня 1811 года «Листы и Корни» находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория ... Читать далее...
- Мораль басни Гуси и ее анализБасня «Гуси» — одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков,- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип «первородства», родовитости, по сути дела, являлся главным ... Читать далее...
- Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализБасня «Волк и Ягненок» относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя — в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, афористической форме: У ... Читать далее...
- Мораль басни или Актуальность Басни в современном миреСочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, ... Читать далее...
- Мораль басни Старик и трое молодых и ее анализБасня «Старик и трое молодых» относится к 1805 году. И в ней «смиренно» говорит Старик, отвечая на дерзость молодых: «Издетства я к трудам привык». Заметим, что трое молодых, посмеявшихся над Стариком, сажающим деревце, не просто молодежь. «Один из них в торги пошел на кораблях», «другой в чужих землях» предавался «порока власти», жил в роскоши и ... Читать далее...
- Мораль басни Два мужика и ее анализГоворя о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне «Два Мужика» , известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и «по миру пошел»; другой, ... Читать далее...
- Мораль басни Вороненок и ее анализК 1811 году относится «Вороненок» с «моралью», утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор — вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и «взманило» Вороненка, подбило его на подвиг. ... Читать далее...
- Мораль басни Волк на псарне и ее анализПодлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне «Волк на псарне». Это произведение поэта — чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е. поэтика широкого радиуса действия, и как максимальное приближение к действительности,- в смысле данного конкретного случая. Здесь одержало победу свою и искусство портретной живописи, одной ... Читать далее...
- Мораль басни Лев и ее анализОбратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая ... Читать далее...
- Мораль басни Богач и Поэт и ее анализКак же Крылов относился к долговечности и действенности произведений искусства? На этот вопрос отвечает басня «Богач и Поэт». В ней повествуется о тяжбе Поэта, проклинающего свой жребий, с великим Богачом. Спор решал Зевс. Поэт ропщет, обращаясь к громовержцу …Чем я виновен пред тобой, Что с юности терплю Фортуны злой гоненье? Ведь он беден, а вот ... Читать далее...
- Мораль басни Пестрые овцы и ее анализВ басне «Пестрые овцы» Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит — а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах ... Читать далее...
- Мораль басни Камень и Червяк и ее анализБасня «Камень и Червяк» была написана в 1814 году. Коль скоро в свете царит неправда и «знать свет» — значит знать всесилие неправды и несправедливости, то ссылками на несправедливость света пользуется сама несправедливость для своего утверждения. Несправедливость, неправда, мелкая ложь, где-то оплошавший паразитизм; степенная многолетняя терпеливая бесполезность, стремящаяся очаровать своею скромностью; или кипучее себялюбие, выставляющее ... Читать далее...
- Мораль басни Госпожа и две служанки и ее анализБезрассудным мотовством русский барин себя прославил в Москве и Петербурге, Париже и Риме. Но он прославил себя не менее, а более и рассудительным приобретательством, терпеливым и настойчивым. Только не на международной арене, а где-то в закуте, в глуши, в каком-нибудь Неелове, Неурожайке — тож… Прославил. Об этом Крылов расскажет в басне 1816 года «Госпожа и ... Читать далее...
- Мораль басни Синица и ее анализОдна из ранних басен, басня 1811 года, — «Синица». В ней обличается хвастовство. … делом не сведя конца, Не надобно хвалиться. Такова мораль басни. Она совершенно очевидна. «Море синица не зажгла» — стало крылатой крыловской фразой. Заклейменные и посрамленные хвастуны, вероятно, боятся моря как огня, боятся Крылова, избегают встречи с синицами — двойниками своими. Синица, ... Читать далее...
- Мораль басни Мор зверей и ее анализРассмотрим басню «Мор зверей» . Крылов рисует картину страшного опустошения — по лесам ходит смерть, она не щадит никого… Но поэт так выразителен в описании эпидемии. Чувствуется, что на описание мора Крылов бросил все свои силы — здесь краски сгущены до предела. Следовательно, для идеи целого данная картина существенна. Лютейший бич небес, природы ужас — ... Читать далее...
- Мораль басни Котенок и Скворец и ее анализ«Котенок и Скворец» — басня о предательстве, возведенном в ранг философии. В ней затронута весьма щепетильная нравственная категория — совесть. Та самая совесть, к которой весьма скептически относились герои горьковского дна. Крылов был более внимателен, чем герои Горького, к нравственному кодексу собственнического мира. Его Скворец прочитал голодному Котенку целую лекцию о совести. Первоначально Скворец, жалеючи ... Читать далее...
- Мораль басни Две Собаки и ее анализКрылов не был бы Крыловым, если бы настаивал на том, что предательство обязательно постигнет наказание. Это наивно. Видимо, предательство-лицемерие имеет одно важное отвлечение свое — холуйство, угодничество, порождаемые неограниченной единодержавной властью. Если не ценится труд, если попрано личное достоинство, то процветает холуйство, ищущее, по Достоевскому, кому бы сапоги почистить. Это писатель наблюдал у русских либералов. ... Читать далее...
- Мораль басни Лжец и ее анализКрылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного «общечеловеческого» порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего «Лжеца». Возвратившись из дальних странствий, дворянин, гуляя ... Читать далее...
- Мораль басни Волки и овцы и ее анализКрылов прослеживал открытую им истину на малом и большом, на частностях и общем, на главных государственных институтах и маленьких сошках управления. В частности, он писал о «совете» при царе. И в «Водолазах», и в «Рыбьих плясках», и в «Пестрых овцах», и в «Волках и Овцах» на протяжении ряда лет Крылов зло издевается над этим «учреждением», ... Читать далее...
- Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализНа опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне «Сочинитель и Разбойник» осуждается Сочинитель на страшные муки — вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем ... Читать далее...
- Мораль басни Соловьи и ее анализНе единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские «Соловьи» «метят» во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия — так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и прозрачное. ... Читать далее...
- Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол«Собака, Человек, Кошка и Сокол»- басня, написанная в 1816 году. Ее герои поклялись друг другу в вечной дружбе, разделить заботу и радость, помогать друг другу, а при необходимости и умереть друг за друга. Налицо вся бутафория дружбы — полный комплект славословия и словоизвержения. Сюда прибавить нечего. А что было на деле? На деле все оказалось ... Читать далее...
- Мораль басни Крестьянин и Змея и ее анализКрыловская тема «Змея», змея «умная», маскирующаяся, хитрая, выявляет как свое несомненное достояние мудрость народа и общества: как ни умна Змея, как ни изощрена она в своих метаморфозах, ей никого не удалось обмануть даже соловьиным голосом. Ни умом своим, ни наглостью своей. Подумать только, до чего дошло: ведь она хотела у Крестьянина детей нянчить. В няньки, ... Читать далее...
Мораль басни Орел и крот и ее анализ