Мораль басни Орел и крот и ее анализ

Тему возмездия, наказания за гордость и презрение к малым, простым, находящимся где-то в самом-самом низу государственной иерархии, Крылов ставил часто. Если не сказать, что это была его любимая тема. Она как бы являлась обратной стороной темы достоинства малого существа, достоинства скромности, незаметности, дружности и совместности общих усилий.

Кичливость и зазнайство, гордыня — давние враги поэта-демократа.

Спесь карается. Это несомненно. Но труд нигде не выступает у Крылова в качестве активного боевого начала.

В басне «Орел

и Крот» описывается один из случаев поверженной гордыни. Крот предупреждает Орла: не вей гнезда на этом дубе — «он в корне сгнил». Но

…что за стать Кротам мешаться сметь в дела

Царь-птицы!

Последующее ясно: гнездо свито, у Орлицы есть дети Но однажды, возвращаясь «из-под небес» к семье своей, Орел увидел свалившийся дуб и раздавленных им Орлицу и детей. Далее идет покаяние:

За гордость рок меня так люто наказал…

Стоит ли говорить, что басня эта начинается с поучения:

Не презирай совета ничьего,

Но прежде рассмотри его.

Далее поэт иллюстрирует этот не ахти мудрый «урок царям». Басня бедна, не красочна, она плетется по одной стежке, не обрастая никакими подробностями. Чувствуется, что подобное могло быть написано на заданную тему.

Но тем не менее идея возмездия в ней живет, хоть и на подножном корму.




Мораль басни Орел и крот и ее анализ