Мораль басни Охотник и ее анализ

«Охотник» — басня, написанная в 1819 году. Она проста: Крылов ополчился против извечного «Еще успею». Он говорит, что здесь советчик не ум, а леность. И его мораль, заданная наперед, звучит призывом и строгим наказом:

…Коль дело есть, скорей его кончай,

Иль после на себя ропщи — не на случай…

А далее следует рассказ об охотнике, который отправился на охоту, но ничего ему не попалось,- и вот «измокши весь, пришел домой с пустой сумой».

Сам рассказец прост и немудрящ. И понятно: он возник как иллюстрация к выношенной

и обобщенной мысли. Отсюда, думается, и бедность его. Но басню эту, мало известную, не вошедшую в басенную классику, выручает ее мораль — призыв. Воззвание к энергичному действованию.

В ней человек выведен в роли хозяина собственной судьбы, а не просто жертвы обстоятельств.

Крыловское «пеняй на себя» исключает пассивно-созерцательное «не везет», «счастья нет» и т. п. «А все ли сам ты сделал?» — спрашивает поэт «простолюдина». «Имеешь ли ты право жаловаться на судьбу?» Постановка этих великих вопросов, пусть в басенной форме, является огромной заслугой Крылова перед русским обществом.

К

слову молвить, как же хорошо знает Крылов своего героя — жалобщика. В «Охотнике» замечательна не только мысль, вводящая в рассказ, но не менее изумляет и концовка басни. Охотник виноват сам во всем. Но, измокший весь, придя домой с пустой сумой, он

…Все-таки пенял не на себя — на счастье.




Мораль басни Охотник и ее анализ