Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ

«Пчела и Мухи» — басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню «Муха и Пчела», где характер «трудолюбивой» хвастуньи 1808 года будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве.

В басне «Пчела и Мухи» поэт рассматривает один вид паразитизма и тунеядства: две Мухи решили улететь в чужие края.

Это естественно: попугаи им рассказали

О дальних сторонах большую похвалу.

Но в басне знаменательно и другое. Послушав попугаев, Мухи не

только сами решили лететь «в чужие край» , но они «стали подзывать с собой туда Пчелу». Пчелу-труженицу, работницу Пчелу.

Каков был здесь тайный умысел? Крылов молчит. И мы не будем говорить за него.

Но полагаем, что у Мух был умысел. Злой умысел. Он заключается уже в самом факте: сманить полезного человека «в чужие край» — прямая выгода для Мух, ибо они не радеют об общем благе, о благе родины. Скорее, наоборот. Но в этой, поразительно мудрой и цельной в мудрости своей басне все достойно пристального внимания и изучения.

Замысел Мух сорвался.

«Путь добрый вам,- Пчела на это отвечала»

А

далее следует всегда сбывающееся пророчество:

«А рады пауки лишь будут вам

И там».

Мухи полетели «в чужие край» паукам на съеденье! Не перестаешь изумляться Крылову. Басня эта как художественное произведение замечательна обнаженностью своей идеи и отсутствием усложняющей детализации. Видимо, Крылов не хотел допустить никакой возможности расплывчатого толкования.

Все идет на пределе прямого смысла слов, без покрова иносказания. К тому же герои басни нам давно известны. Они выступают в твердой определенности своего характера. Поэтому гвоздь морали вбит резко и остро самим рассказом. Такая басня обособленной морали не требует.

И все же Крылов, дорожа своей идеей, прибегает к морали. Он поясняет и без того ясную басню. И его пояснение, по сути — повторение, стоит басни.

Кто с пользою отечеству трудится,

Тот с ним легко не разлучится…

Такова основа патриотического чувства и патриотического сознания. Как это не похоже на часто встречавшееся в истории: «Мы отсюда никуда не поедем. Нам и здесь хорошо.

Мы здорово устроились и здорово устроены…» В таком патриотизме, по Крылову, нет ни грамма патриотизма. Патриотизм, по Крылову, начинается с сознания своих обязанностей перед родиной, в основе которого лежит активное трудовое начало. Оно скрепляет тебя с землей. Мера твоей активности есть объективная мера твоего патриотического чувства.

Вне этой меры патриотическое чувство изменчиво, потому что бесформенно. Только труд формирует истинное патриотическое сознание.




Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ