Мораль басни Пестрые овцы

Царь Лев не взлюбил часть своего народа — Пестрых Овец — и захотел избавиться от них. Их было бы «перевести нетрудно», дело, так сказать, привычное, но вопрос осложняется тем, что нужно было при это сохранить свою «славу» — репутацию монарха просвещенного, правящего с соблюдением твердых законов.

Лев обращается к своим советникам. Для одного из них — Медведя — ответ был прост. Он посоветовал просто передушить их.

Однако царь недоволен: он и сам понимает, что дело бы простое, но — репутация…

Другой советник

— Лиса, видя, что Лев не удовлетворен советом, «смиренно говорит», что можно выделить им луга с обильным кормом и возаожностью «побегать для ягняток». А поскольку в государстве недостаток в пастухах, следует повелеть волкам пасти овец, так и род их со временем переведется.

Медведь — это такой советник, вельможа, какие были при дворе Плутона и Прозерпины из «Почты духов» или Каиба из одноименной восточной повести. Но царь уже не тот. Он заботится о том, чем пренебрегали изображенные в прошлом творчестве Крылова самодержцы древних времен. Он желает слыть гуманным, справедливым правителем государства.

Однако

царский деспотизм, кровожадность, жестокость остались теми же, только изменились способы их удовлетворения. Соответственно тому — новые советники и новые особенно подлые лицемерные советы.

Мнение Лисицы взяло силу в совете. И, действительно, через некоторое время перевелись не только пестрые овцы. Осталось мало и гладких.

А народ начал думать, что Лев был хорош, а вот волки — злодеи.

В жизни было так. Самодержавие нередко успешно прикидывалось гуманным, соблюдающим законы. Крылов хотел своей басней показать его истинное лицо.

Но, конечно, напечатать ее при этом режиме не удалось.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Мораль басни Пестрые овцы