Мораль басни Старик и трое молодых и ее анализ

Басня «Старик и трое молодых» относится к 1805 году. И в ней «смиренно» говорит Старик, отвечая на дерзость молодых:

«Издетства я к трудам привык».

Заметим, что трое молодых, посмеявшихся над Стариком, сажающим деревце, не просто молодежь. «Один из них в торги пошел на кораблях», «другой в чужих землях» предавался «порока власти», жил в роскоши и неге; о третьем поэт ничего не говорит, но, видимо, он тоже не нарушал единства картины, социально значимой и определенной.

Все они — из семейства Листов, что глумятся

над «смиренным» трудом Корней. Их корыстным расчетам не дано понять, что есть «общая польза», за которую ратует и от имени которой выступает поэт, далеко опередивший свое время.

Всматриваясь в Старика, полагаю, мы обязаны фиксировать свое внимание на том, что перед нами не бессребреник, который, как положено в плохих романах, трудится не для себя, а только для других и для которого «чужие» интересы выше личных. Крылов, думается, мудрее. Его герой трудится и для себя, но не только для себя одного.

Отсюда — переплетенность общественного и личного. Отсюда проистекает возможность «общественному

интересу» стать личной человеческой страстью. Трудовая психология крыловского Старика проста и естественна.

Она возникла в практике миллионов. Потому-то она так живуча. Потому-то так дорого приходилось расплачиваться за нарушение «правил» народной мудрости.

Особенно в области организации труда, как мы сказали бы сейчас.

Крылов создает целый кодекс общественной нравственности, доблести, чести, морали и долга, в основе которого лежит труд как абсолютное мерило достоинства человека. Труд не требует особых наград и величания. Это верно лишь в том смысле, что он сам, по Крылову, награда и величие.

Он выводит из безвестности в известность, он создает прочную славу, делает знатным.

Проблема славы, знатности была в ту пору важной общественной проблемой. На ней, на знатности, основывались права. Не случайно Пушкин был очень чувствителен и ревнив в этих вопросах. Появлялась новая знать, она попирала старую, основывавшую свои «права» на давности рода, ибо с родовитостью связана давность заслуг перед государством.

Но при всем том совершенно очевидно, что в спорах о знатности у Крылова была своя, особая позиция. Он защищал демократический принцип знатности, основой которого был труд.




Мораль басни Старик и трое молодых и ее анализ