Мораль басни Вороненок и ее анализ
К 1811 году относится «Вороненок» с «моралью», утверждающей некую тривиальную истину:
Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют.
Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор — вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и «взманило» Вороненка, подбило его на подвиг.
И если крыловскому герою не удалось стащить, то самому Крылову великолепно удалась обрисовка психологии вора. Общественная психология господства воровского начала.
Иначе
…»Уж брать, так брать,
А то и когти что марать!»
Это, конечно, стойко: утряслось, улеглось, сложилось, отстоялось. Такого выдумать нельзя. Нужно, чтобы это встречалось на каждом шагу, тогда только получится гениальное: «Уж брать, так брать!» И только тогда «царский кусочек» станет мерой краденого, мерой большой удачи.
Кстати, «брать, так брать» предполагает некую законность воровства.
В басне этой, разумеется, замечательна мораль — «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют». Она останется в веках, она и вела басенный рассказ.
Оно к тому же в волнующе чувственной форме передает, как заразительно воровство свыше, воровство на троне, воровство по закону, что не вошло в окончательное резюме басни, а существует в ней само собой как ее телесная организация, как само существо.
Мораль басни Вороненок и ее анализ