Мораль басни Вороненок и ее анализ

К 1811 году относится «Вороненок» с «моралью», утверждающей некую тривиальную истину:

Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют.

Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор — вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и «взманило» Вороненка, подбило его на подвиг.

И если крыловскому герою не удалось стащить, то самому Крылову великолепно удалась обрисовка психологии вора. Общественная психология господства воровского начала.

Иначе

об этом не скажешь. Вороненок думает так:

…»Уж брать, так брать,

А то и когти что марать!»

Это, конечно, стойко: утряслось, улеглось, сложилось, отстоялось. Такого выдумать нельзя. Нужно, чтобы это встречалось на каждом шагу, тогда только получится гениальное: «Уж брать, так брать!» И только тогда «царский кусочек» станет мерой краденого, мерой большой удачи.

Кстати, «брать, так брать» предполагает некую законность воровства.

В басне этой, разумеется, замечательна мораль — «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют». Она останется в веках, она и вела басенный рассказ.

Но нам представляется, что не менее, а более гениально поэтом передана атмосфера грабежа и разбоя. «Уж брать, так брать»,- право же, стоит гоголевского: «Не по чину берешь!» А поистине трогательное, так и подмывающее «взманило» едва ли не лучшее украшение всей басни.

Оно к тому же в волнующе чувственной форме передает, как заразительно воровство свыше, воровство на троне, воровство по закону, что не вошло в окончательное резюме басни, а существует в ней само собой как ее телесная организация, как само существо.




Мораль басни Вороненок и ее анализ