Моральная красота и духовное величие человека в киноповести «Очарованная Десна»
Гений начинается сызмала. Так или иначе, обнаруживает он себя смолоду — исключительной любознательностью, разительным отличием от других детей. Каждому ли ребенку придет в голову искать железные столбы, которые якобы подпирают небо, как шестилетний Тарас Шевченко?
Не эта ли любознательность привела его потом, уже взрослого, к чему-то более важному и реальному, к поиску правды и справедливости. Маленький Саша Довженко тоже выделялся из своих товарищей детства. В людях он видел движение, беспокойство, борьбу, которыми восхищался.
Взрослые
Особенно выразительно очерчивается мир первых детских увлечений, первых переживаний и радости маленького Саши.
Его волнует пробуждение жизни весной, когда цветет земля и пахнет свежевспаханная нива. Писатель, как волшебник, ведет нас на тихие воды Десны с ее душистым сеном под дубами, на родительский сельский двор к низенькому старому дому, который будто никто и не строил, а вырос он сам, «как шампиньон между грушами и погребом». Несмотря на тяжелую работу, большая грусть и тьму в прошлом, жители наддеснянского села, подчеркивает автор, сохранили все лучшие черты своего характера: трудолюбие, бессмертный оптимизм, красоту, щедрость, доброту, мудрость, юмор. Отдавая почет человеку творческой работы, писатель возвеличивает его во всем блеске.
С какой впечатляющей силой рассказывает он о своих родных, олицетворяя ими весь украинский народ, — тех сеяльщиков добра, которые любили прекрасное и прежде всего — работу. Дед маленького Саши любил «красивую беседу и доброе слово», любил людей, любил все живое, все то, что росло и двигалось вокруг, но «более всего в мире дед любил солнце. Он прожил под солнцем около ста лет, никогда не прячась в холодок».
А какой прекрасный и мудрый был у Саши отец!
Он «весь в плену печального и весь в то же время с какой-то внутренней высокой культурой мыслей и чувств. Сколько он земли выорал, сколько хлеба накосил… С него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, великих ученых или сеятелей, — он годился на все.
Много сделал он хлеба, многих накормил, спас от воды, много земли перепахал…».
Такой же была и мать — красивая, певучая, работящая… «Ничего в мире я так не люблю, как сажать что-нибудь в землю, чтобы проростало, — вспоминает Довженко любимые слова своей матери. — Когда вылезает из земли всякое растение, вот мне радость». Нельзя не восхищаться душевным величием, влюбленностью в красоту работы всех тружеников села. В частности, таким предстает перед нами дядя Самойло: «Он был такой большой косарь, что соседи забыли его фамилию: звали его Самойло Косарь, а то и просто Косарь.
Орудовал он косой, как добрый маляр кистью… Когда бы его пустили с косой просто, он обкосил бы весь земной шар». Это человек, который влюблен в работу, в выбранное дело, — а потому отдается ей сполна, — это вековая трудовая закалка украинского народа, о которой не следует забывать.
Духовная красота и величие народа, его честность, человечность, выражены и в других персонажах киноповести. Перед нами проплывают яркие картины сельской жизни, колоритные фигуры земледельцев, рыбаков, косарей — всего наддеснянского люда, с его натруженными руками, мягким сердцем, горькой судьбой, наивным верованием.
Вдохновенно нарисовав образы простых тружеников земли, всю радость и боли волшебного детства, Довженко показал, что жизнь прекрасна, что «сама по себе она есть наибольшим и наивеличайшим из всех мыслимых благ». «Очарованная Десна» — это не только исповедь Довженко, волнительный рассказ о своем детстве, и вместе с тем о народе, об Украине, гимне красоте человека и природы, непоколебимости человеческого оптимизма, а и своеобразная заповедь нам — беспредельно любить свой народ, свое село, город, свои истоки, так как в красоте, любви к Родине — высочайшая истина жизни человека.
Моральная красота и духовное величие человека в киноповести «Очарованная Десна»