— Моральный выбор в лирике М. А. Некрасова
Каждое время порождает своего поэта. Во второй половине прошлого столетия не было более популярного, чем М. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и бедности, нотами искреннего горького покаяния.
В одном из своих выступлений Достоевский в речи о Пушкине говорил об «всемирной чувствительности» поэта, который умел ощущать чужое, как свое. То самое можно сказать и о М. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно чувствительная на чужую
Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она не была, неизменно одно: во всех стихах ярко выражено моральное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а старается проникнуться его взглядом на жизнь.
Некрасов не боится разрешить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются уголки человеческой души, моральные принципы человека.
Так, в стихе «Моральный человек» герой считает себя человеком с высокой моралью:
Живя согласно
Но его «высокая мораль » приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умершая жена, «изуродованная позором и печалью»; гибнет друг, который не смог вытерпеть долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он побили его; стала несчастная дочь, которую отдалили замуж за немилого. Этот стих состоит из четырех частей, и каждая заканчивается словами героя о том, что он — человек с «высокой моралью». Но в чем же мораль его, и чему герой назван «моральным человеком»? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где задевают интересы героя стиха.
Но поступки его по отношению даже к близким аморальные. Поэтому название стиха воспринимается как ирония и сарказм. В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихов о любви. Предшественники поэта отдавали предпочтение изображению этого чувства.
У Некрасова «проза» и «поэзия» в любви объединяются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложные: «Мы с тобой бессмысленные люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Так, наша жизнь текла безмятежно…».
Их духовный и моральный поиски являются продолжением личной драмы, которая, в свою очередь, перерастает в социальную, где проблемы нравственности возникают так же остро, как в любом другом аспекте человеческой жизни.
Это сердце не научишь любит, Которое устало ненавидеть.
Эта мысль рефреном проходит через все творчество М. А. Некрасова. По-своему отбивается она в гражданской лирике. Во весь рост проблема морального выбора возникает в стихах «Поэт и гражданин» и «Элегия». В стихе «Поэт и гражданин» Некрасов определяет моральную позицию любого человека: нельзя быть равнодушным к бедам и страданиям других людей.
Эта мысль продлевается в «Элегии». Поэзия не должна забывать — «тему старую — страдание народа». Всякий человек, если она не является поэтом, «гражданином быть обязанная».
В поэте Некрасов видит «избранника неба». Поэтому он призывает его:
Не верь, что вовсе пали люди; Не умер бог в душа людей…
И высокий моральный идеал видит в том, чтобы подчинить свой гений «чувству всеобъемлющей любви». Примером служения такой любви для Некрасова были Добролюбов, Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в стихе «На смерть Шевченко» Некрасов называет «русской земли человеком замечательной», «все он испытал…».
Но большая сила духа, верность моральным идеалам помогли ему пережить все ненастья судьбы и праздник верить в то, что его Украина будет «семьей большой, свободной, новой».
А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил моральный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых «сокровища» душевной красоты родственные… «благодатно». Поэтому «свои труды, надежды, помыслы» они отдали родине, которую «как женщину» любили. Такие люди — источник духовного богатства и моральной чистоты любого народа.
Источником поэзии Некрасова была самая жизнь. А в жизни противоборствуют добро и зло, переплетаются героическое, приподнятое и будничное, повседневное, поэтическое и прозаичное. Все это определяет характер лирического героя, проблему его морального выбора. Лирическому герою присущий недостатки, он может припускаться ошибок, но все это сглаживается осуждением зла, осознанием вины, чистосердечным раскаянием.
С особой силой прозвучал стих М. А. Некрасова «Поэт и гражданин», напечатанный в журнале «Современник» в 1856 году, которое вызвало «неожиданное землетрясение». Сила этого произведения заключается, с одной стороны, в высоких идеях, мыслях и чувствах гражданина — патриота, борца, с другого — в раскрытии губительности для человека, гражданина и поэта отступления от своей обязанности, от служения родине, народа. В своей лирике Некрасов вскрыша новая восприятие мира.
Он преодолел прекраснодушный абстрактный гуманизм, присущий его современникам. «То сердце не научится любить, которое утомилось ненавидеть», — писал Некрасов. Поэту несвойственное пассивное созерцание жизни, он не отходит от него, а, наоборот, энергично борется за его перестройку, разоблачает тех, кто мешает счастью народа. Наверное, поэтому, когда Достоевский на похороны М. А. Некрасова сказал, что Некрасов «должен быть приподнят вслед за Пушкиным и Лермонтовым», молодые голоса воскликнули из толпы: «Выше!».
— Моральный выбор в лирике М. А. Некрасова