Мощность поэтического таланта Гюго в «Легенде веков»

Гюго продолжал работать над «Легендой веков» до конца своей жизни. Основной замысел произведения — показать движение человечества к светлому и счастливому будущему, начиная от первой стадии — «От Евы до Иисуса триста» и до «Двадцатого века», а затем «Запредельного времени». В стихотворении «Видение, из которого родилась эта книга» содержание «Легенды веков» определяется Гюго так: «Это эпопея человечества, горькая, исполинская, вся в руинах».

Показывая историю человечества, его поисков, заблуждений,

страданий и обретений через его легенды, Гюго обнаруживает несравненный живописный дар. Философское содержание сборника прекрасно передают такие вещи, как «Сатир», «Открытие моря», «Открытое небо». Любовь, подлинными хранителями которой являются простые люди, и сострадание предстают в эпопее как залог спасения и искупления человечества.

Мощность поэтического дыхания Гюго в «Легенде веков» поразительна, слияние эпического и лирического начал не знает себе равных в мировой поэзии. В ряде случаев он, варьируя темы высочайших вершин мировой словесности, создает равновеликие им произведения.

Выпустив

в свет первую серию «Легенды веков», Гюго обращается к работе над начатой ранее поэмой «Конец Сатаны». Гернсейское уединение способствует продуктивной творческой работе, тем более что Отвиль-Хауз постепенно пустеет. В январе 1858 года г-жа Гюго вместе с дочерью впервые отъезжает в Париж под предлогом поправления здоровья Адели, и затем их отлучки становятся все более частыми. Порываются покинуть отцовский кров и сыновья, упрекающие отца за прижимистость по отношению к семье и щедрость к чужим. 3 октября 1858 года Гюго заносит в свою записную книжку горькие слова: «Дом твой; тебя оставят в нем одного». Верной ему до конца останется лишь Жюльетта Друэ.

В затихшем Отвиль-Хаузе Гюго творит, по выражению Жюля Мишле, «с энергией сангвинической натуры, постоянно подстегиваемой морским ветром».

Однако поэт чутко прислушивается к тому, что происходит в мире. В декабре 1859 года он поднял голос в защиту борца за освобождение негров в США Джона Брауна, приговоренного к смертной казни. Его обращение к американским властям остается безрезультатным: 16 декабря Браун был повешен. Тогда, обращаясь к мировому общественному мнению, Гюго отдает награвировать собственный рисунок «Повешенный» с датой 2 декабря. Ввоз этой гравюры во Францию был немедленно запрещен.

Гюго выступает против начавшейся в это время волны колониальной экспансии, жертвами которой становятся Тонкий, Мексика, Китай. Он выражает свою солидарность с такими борцами за демократию и национальное объединение, как Линкольн и Гарибальди, с участниками восстания за независимость Польши, с деятелями русского освободительного движения. Прежнее прекраснодушное возмущение против несправедливости сменяется у Гюго активным вмешательством в общественно-политическую борьбу.

Его республиканские убеждения мало-помалу перерастают в социалистические, окрашиваются интернационализмом.

Ранней весной 1861 года Гюго совершает поездку на континент в сопровождении Жюльетты Друэ, исполняющей обязанности секретаря; он едет в Бельгию, где поселяется в Мон — Сен-Жане, неподалеку от поля битвы при Ватерлоо. Цель Гюго — тщательно сверить на месте обстоятельства битвы при Ватерлоо, описание которой в «Отверженных» превратится в монументальное полотно. Гюго обходит деревни, разговаривает с фермерами, расспрашивает последних свидетелей грандиозного боя, собирая точные детали, которые придадут его повествованию выпукло зримый и в то же время напряженно драматический характер, достигающий своей кульминации в сцене атаки конницы Нея, падающей в Оэнский овраг

Творчески обогащенный, Гюго возвращается на Гернси. Здесь его ждет большое огорчение: сын Шарль сообщает отцу, что решил не возвращаться на остров и не «играть комедию» ссылки 4 октября поэт изменяет слову, данному издателю Этцелю и заключает договор на издание «Отверженных» с Лакруа,» поистине царских условиях — за триста тысяч франков. И тут же на Гюго обрушивается еще большая беда: неврастения его дочери Адели переходит в безумие, она преследует молодого англичанина, лейтенанта Пинсона, решив, что он обещал на ней жениться, разыскивает его вплоть до Канады, затем живет на Барбадосе, откуда ее почти в неузнаваемом виде и совершенно невменяемом состоянии привозят в 1872 году на родину; здесь ее ждет лечебница, где она проводит остальную долгую жизнь, скончавшись в 1915 году.




Мощность поэтического таланта Гюго в «Легенде веков»