Москва в произведениях А. С. Грибоедова и Л. Н. Толстого

Издавна русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие идеи сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Искусство запечатлело историю, воспев ее в произведениях Грибоедова и Пушкина, Толстого и Чехова, Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского. «Отечество и дом мой в Москве», — говорил Грибоедов.

Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве в семье офицера, учился в Московском

университете, превосходно знал иностранные языки, окончил словесный, а затем юридический факультет,

Увлекался театром. Это был не только выдающийся дипломат, литератор, гениальный драматург и композитор, это был один из самых образованнейших людей своего времени. Он оканчивал университет, когда началась война 1812 года.

Это время воспитало в юноше чувство патриотизма, сохранившееся до конца жизни. «Мне не случалось в жизнивидеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как Грибоедов любил Россию», — писал в дневнике друг драматурга.

В «Горе от ума» отражена эпоха после

1812 года. В художественных образах комедии воплощена русская общественная жизнь 20-х годов XIX века. Широко и ярко показана барская Москва, образ которой создается в диалогах персонажей. «И награждены* брать, и веселопожить» —

Вот идеал барской Москвы, философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежды, они боятся просвещения и новых взглядов потому, что понимают, что новая сила сметет их, как ненужный хлам. В России назревали перемены, в Москву проник дух свободомыслия. Старуха Хлестова с негодованием говорит: «И впрямь, с ума сойдешь от этих, от других, от пансионов, школ, лицеев, как бишь их, да от ландкарточных взаимных обучений…»

«Пансионы и лицеи» — это, конечно, и пансион при Московском университете, где учился Грибоедов. Учебные заведения в глазах московского барского общества пользовались дурной славой: именно там средоточие свободолюбия,

Которое Хлестова заметила в Чацком. Московские же дворяне живут другими интересами. Фамусов восклицает: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг.

А все Кузнецкий мост, и вечные французы, отсюда моды к нам, и авторы, и музы…» Казалось бы, время идет, а для современных обывателей по-прежнему эталон — Европа.

По-разному относятся герои комедии к Москве, каждый воспринимает ее со своих позиций. Когда Фамусов говорит о том, что едва лисыщется другая Москва, то Скалозуб глубокомысленно добавляет: «По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью». Это слова не только дремучего глупца, но и человека, у которого нет ничего святого, нет никаких патриотических чувств.

Он о Москвеговорит как о «дистанции огромного размера».

Чацкий, вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась. Он говорит Софье: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах».

Это не ненависть к Москве, а грусть о застывшем образе жизни. Фамусов, ярый реакционер, и то с насмешкой говорит: «Французские романсы вам поют и верхние выводят нотки, к военным людям так и льнут, а потому, что патриотки. Решительно скажу: едва другаясыщется столица, как Москва».

Любя Москву, Грибоедов отразил все недостатки этого города, вернее, людей, его населяющих.

У Толстого Москва изображена несколько по-другому. Петербург, с его блеском и аристократическими салонами, — это центр культурнойжизни, а Москва дана на втором плане. Пьера высылают в Москву за кутежи и «шалости с медведем», он попадает в более спокойную обстановку, где дворянство живет слухами из Петербурга. Москва живет размеренной жизнью хлебосольных дворян. Получив известие опоражении в Аустерлицком сражении, Москва пришла в недоумение, потому что плохо была осведомлена о причинах этого поражения, но тем не менее московское дворянство устраивает пышный банкет в честь Багратиона, не подозревая, что пройдет еще немного времени, и Кутузов примет решение о сдаче Москвы французам.

Князь Василий Курагин, этот лицемер, обвинит полководца во всех смертных грехах, представляя его чуть ли не изменником России.

После пожара жители Москвы бежали в дальние губернии, многие добровольцами записались в ополчение, Наташа Ростова отдает подводы раненым — вся Москва слилась с народом в едином патриотическом порыве. Страшное известие о Бородинском сражении, о русских потерях убитыми и ранеными, а еще более страшная новость о сдаче Москвы всколыхнули всю Россию.

Французы обвиняют русских в поджоге, Пьера едва не казнили вместе с другими несчастными «поджигателями», мародеры грабят Москву,

Вывозя все самое ценное. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, оказалась в руках Наполеона. Отсутствие жителей’и депутаций, пожар не смущают Наполеона, он упивается своей «победой», допуская самую серьезнуюошибку-моральное разложение армии.

Наполеон отдает приказ, который стараются довести до сведения всех, что продовольствие унаселения будут покупать за деньги, но никто не спешит кормить армию Наполеона. Патриотизм и героизмрусского народа достигают своей вершины. Значение романа, его исторических картин было оценено по достоинству.

Сейчас, когда многие покидают родину, отправляясь в поисках лучшей доли в другие страны, думаешь о том, что эти люди бегут от себя. Родина одна, дом тоже один. Маяковский когда-то сказал хорошие слова: «Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, скоторой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть».

Критерием нравственности героев Толстого всегда были поиски добра и смысла жизни. Нравственное очищение души — вот путь спасения человечества. А дух самым прямым образом связан с местом, где ты родился и вырос. Лермонтов писал: «Москва, Москва! Люблю тебя каксын!

Как русский, — сильно, пламенно и нежно». Эти же слова можно отнести и к Грибоедову,

Пушкину, Толстому, Чехову и всем патриотамнашей Родины. Несмотря на экономические проблемы, политические распри, Москва по-прежнему остается центром культурной жизнистраны.




Москва в произведениях А. С. Грибоедова и Л. Н. Толстого