Мотив пути в русской литературе мертвые души Гоголь и Кому на Руси жить хорошо Некрасов

К теме пути обращались многие русские писатели, чтобы расширить пространственные рамки произведения, показать нашу необъятную страну, представить ее во всем многообразии и великолепии.

Не случайно в начале работы над «Мертвыми душами» Н. В. Гоголь писал: «Какой огромный, оригинальный сюжет!… Вся Русь явится в нем». Писатель создает образ странствующего Павла Ивановича Чичикова.

Желая провернуть гигантскую аферу, он путешествует по городам, от одной помещичьей усадьбы к другой, и именно его глазами мы видим всю Русь, изображенную

автором в образах помещиков, их имений и крестьян.

Первый, к кому заезжает Чичиков, — это Манилов. В его характере две основные черты — никчемность и слащавая, бессмысленная мечтательность. У этого дворянина нет никаких живых интересов. Имением он не занимается, всецело передоверив его приказчику.

А потому неудивительно, что у такого «хозяина» «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница — воры, слуги — «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». Жизнь Манилова проходит в полнейшей праздности. Вместо мысли у

него — какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности — или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

Следующая деревня, посещаемая Павлом Ивановичем, принадлежит Собакевичу, «чертовому кулаку», как характеризует его Чичиков. Собакевич тяготеет к старым крепостным формам ведения хозяйства, нов нем причудливым образом вражда к городу и просвещению сочетается со страстью к наживе, хищному накоплению, которая заставляет этого помещика изыскивать разные средства обогащения. Вот почему, кроме барщиной, он использует денежно-оброчную систему. Например, Еремей Сорокоплехин, торгующий в Москве, приносит ему пятьсот рублей оброку.

И это не забота о своем крестьянине, а способ увеличения собственного материального благосостояния.

Н. В. Гоголь образом Собакевича изображает беспредельную жадность, свойственную многим дворянам того времени. Собакевичи присутствуют не только в помещичьей, но и в чиновничьей и ученой среде, где проявляют свои качества «человека-кулака»: корыстолюбие, узость интересов, косность. Подобные люди не думают ни о своей родине, ни о своих крестьянах.

Наверное, они даже не задумываются о таких вещах.

Дорога Павла Ивановича продолжается и приводит его к Плюшкину — «прорехе на человечестве», как говорит о нем автор. Этот помещик, одурманенный идеей накопительства, превращает свой дом в какую-то свалку. В засаленном халате, с грязным колпаком на голове, он ничем не отличается от нищего. А ведь перед нами один из самых богатых помещиков.

Да и крестьян своих он доводит до ужасающего обнищания. Плюшкин не понимает, что рубит сук, на котором сидит. Только благополучие крестьян может обеспечить рост благосостояния помещика.

А что мы видим? Пришедшую в негодность бревенчатую мостовую, «особенную ветхость» деревенских изб, огромные клади сгнившего хлеба, господский дом, который выглядит «дряхлым инвалидом». Крестьяне в поместье «мрут как мухи», а десятками числятся в бегах.

На примере образов губернских помещиков Н. В. Гоголь показывает, что для развития России, для ее процветания нужен грамотный руководитель, способный организовать русский народ, который готов трудиться. Представленные же дворяне таковыми не являются и никогда не смогут измениться.

Но если остановиться только на помещиках, с которыми встречается Павел Иванович Чичиков, то перед нами возникает совершенно безрадостная картина Руси. А это далеко не так! И Н. В. Гоголь создает чудесный образ птицы-тройки. Она мчится по широкой дороге, уходящей вдаль.

Вокруг тянутся бескрайние поля, текут полноводные реки. А над ней простирается голубое небо. И летит вперед эта птица-тройка, символизирующая Русь, и нет силы, способной удержать или остановить ее.

Вслед за автором мы верим в прекрасное будущее России!

В путь отправляются и герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», для того чтобы выяснить, «кому живется весело, вольготно на Руси». Перед нами семь деревень с говорящими названиями: Заплатово, Дырявино, Горелово, Неелово, Разутово, Знобишно, Неурожайка. И что же странники, а значит, и мы видим?

Безрадостную картину: нищета и бедность царят повсюду. Крестьяне работают до изнеможения, но, как ни стараются, не могут улучшить свое положение, выбраться из беды. Единственный выход — напиться.

И перед нами предстает деревенская ярмарка — этакий «пир во время чумы». Веселясь, народ напивается, чтобы хотя бы на короткое время забыться, не думать о нерешаемых проблемах, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

Но, может быть, совершенно иное положение русской женщины? Наши надежды рассеивает разговор странников с Матреной Тимофеевной, на чью долю выпало немало тяжелых испытаний. Счастье знала крестьянка лишь в родительском доме. Выйдя замуж, женщина сталкивается с постоянными побоями пьяного мужа, беспричинными придирками свекрови.

Казалось бы, рождение сына Демушки должно привнести в ее жизнь радость, наполнить светом материнской любви, но малыш умирает страшной смертью, и мы можем лишь попытаться представить страдания матери, сочувствуя ее горю. Как приговор звучат слова Матрены Тимофеевны:

Не дело — между бабами

Счастливую искать!…

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Однако Н. А. Некрасов, будучи объективным поэтом, не останавливается на столь печальной картине и знакомит нас с Гришей Добросклоновым. Герой видит страдания людей, понимает, что так быть не должно, решает стать народным заступником, хотя и осознает, что этот путь — прямая дорога на каторгу. Автор поэмы не только верит в светлое будущее России, но и показывает дорогу, которая может к нему привести. Ведь не зря писатель заканчивает свое произведение словами:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Вот и получается, что образы Добросклонова да птицы-тройки и есть тот путь, который приведет Россию к счастью, благополучию, процветанию. И мы, конечно же, разделяем веру классиков отечественной литературы в прекрасное будущее нашей страны и ее народов.

Удивительный прием путешествия, которое совершают герои произведений, раскрывает безграничные возможности расширения пространственных рамок, позволяет перемещаться по бескрайним просторам и весям, знакомиться с яркими, самобытными личностями, а значит, делает само произведение уникальным и интересным.




Мотив пути в русской литературе мертвые души Гоголь и Кому на Руси жить хорошо Некрасов