Мотивы лирики Пантелеймона Кулиша

Жизненный и творческий путь Пантелеймона Кулиша — это деятельность во имя сохранения и развития национального самосознания родного народа, его духовного прогресса, освоение им литературно-художественных, культурно-образовательных и научных достояний мировой цивилизации, беспрерывный поиск правды. Лейтмотивом творчества П. Кулиша было стремление сохранить национальное лицо украинского народа, язык, культуру, обычаи и традиции, заложить основы национальной самобытности, украинской литературы и вместе с тем европеизировать украинцев.

Лирика

Пантелеймона Кулиша является обним из самых ярких в истории украинской поэзии образцов качественного прыжка от народнопоэтичных средств лирики первой половины девятнадцатого столетия к формированию поэтики символизма в пределах романтического дискурса конца столетия. Мы ощущаем осведомленность поэта с национальным фольклором, литературой, историей, народной культурой, гармоническое объединение чувств и мыслей, художественного воодушевления и научных знаний.

Творчество Т. Шевченко выступило феноменом, который повлиял на личность, миропонимание, культурологическую позицию Пантелеймона Кулиша.

Отношение к творчеству Т. Шевченко есть одной из определяющих доминант в литературоведческой концепции первого украинского критика. Кулиш очертил для современников исключительную роль личности Шевченко на украинское национальное развитие, использовал Шевченковские традиции, воссоздавая в своих поэзиях христианские и просветительские идеалы равенства, справедливости, братства, всеславянского равноправного единства, утверждая национальное самосознание украинского народа.

В ней преобладают национально-культурные манифесты, инвективы против козаков, против «слепого демона тесноты» Николая Первого, оды в честь Петра Первого и Екатерины Второй. В духе европейской просветительской традиции восемнадцатого столетия писатель сделал художественное слово средством прямой пропаганды своих общественных взглядов. Вершиной поэтического творчества Кулиша постоянный сборник «Звон», который продолжал мотивы сборника «Хуторна поэзия». Он полемизирует с Шевченковым революционно-романтическим осмыслением казацкой истории и современной украинской действительности.

Поэт считал себя выразителем национального сознания, патриархально-земледельческого морали, спикером национального согласия, национально-культурного просвещения.

Г. Кулиш был неутомимым пахарем на культурной ниве. Во многих его лирических произведений возникает неповторимый словесный образ родного языка — своеобразная оратория, в которой звучит и искреннее увлечение стоимостями украинского языка, и вдохновенное прославление истинных ее источников, и чувство боли, вызванное бесправным положением родного слова и всяческим его унижением, и гневные инвективы против поработителей украинского языка и отступников от нее, и непреодолимая вера в бессмертие родного языка и свободное его развитие в будущем. Писатель верил в силу человеческого ума, науки, делал ударение на преимуществах знаний в борьбе за социальные идеалы.

Пантелеймон Кулиш был одним из первых литературоведов, который переосмыслил историю казацкой Украины, сделал ударение на переходе от пассивной фольклеризации к более широкому европейскому мышлению. Таким образом мы не можем остро подвергать критике художника за все его якобы «качания». Кулиш был пылким патриотом Украины, но у него было развито чувство украинского аристократизма, человека, который поднялся на вершины европейской культуры. Или не поэтому как настоящий высокообразованный интеллигент он задумывался над целесообразностью любой вооруженной борьбы. Всегда ли цель оправдывает все средства?

Поэтому призвал украинский народ к борьбе со злом моральными убеждениями, освобождение путем образования, науки и культуры. Составляя оды в честь Екатерины Второй и Петра Первого Пантелеймон Кулиш старался подчеркнуть их роль в сохранении украинского общества от саморазрушения, к чему должны были привести козацко-отаманские междоусобицы. И это отношение к большим мира этого отнюдь не доказывает то, что Кулиш был непоследовательным в своих стремлениях, не желал самостоятельности Украины.

Кулиш понимал, что нужно находить компромиссы с самодержавием, находясь в составе русской империи, работать в пользу Родины, объединяться с украинскими писателями, лелеять украинское слово, культуру и идти от реформ до усовершенствования государственности.

Пантелеймон Кулиш возникает перед нами художником с высоким интеллектом, который стремится найти истину, направить народ тропой ума, образования. Он постоянно подчеркивал, что украинская нация призвана пропагандировать гуманистические идеи, предоставлять приоритет духа над политикой и силой. Личность и литературное наследство поэта вызывают постоянный интерес у современников.

Самая неординарная фигура писателя, его мировоззренческие позиции, его неутомимые поиски истины притягивают какой-то магической загадкой, так как легко человека запятнать, перечеркнуть его наследство, самое сложное понять и проникнуться судьбой художника, проследив формирование и становление его мировоззрения.

В истории украинского писательства останется фигура Пантелеймона Кулиша, который очень много сделал для родного края. Беречь гармонию в мире, не поднимать законы морали, до конца быть плодотворными в своих делах — это завещание великого художника, неиссякаемого таланта, вдохновенного борца за культуру и образование, идеолога ума и морали.




Мотивы лирики Пантелеймона Кулиша