Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
Одиночество — центральная
Его одиночество в свете отразилось в стихотворении «Дума». Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение «мы».
Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно
Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен». Здесь он чувствует себя одиноким среди «приличьем стянутых масок», ему неприятно прикосновение «красавиц городских». Он один противостоит этой толпе, ему хочется «дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью».
Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
В стихотворении «И скучно и грустно» вся жизнь сведена к «пустой и глупой шутке». И действительно, она не имеет смысла, когда «некому руку пожать в минуту душевной невзгоды». В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:
Любить… но кого же?., на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно.
В стихотворении «Благодарность» присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную «за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей», но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает «отравой», а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.
В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает «прошлое страданье и молодость погибшую свою». Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают «уста живые» и «огонь в глазах».
Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста «давно немые», что огонь в глазах «давно погас». Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
В стихотворении «Завещание», написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с «пустым сердцем». Армеец говорит о ней: «Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит».
Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
«Сон» — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти.
В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
Стихотворение «Молитва» построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами «мира холодного».
В «Утесе» Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, «по лазури весело играя».
В стихотворении «На севере диком» рассказывается о сосне, стоящей «одиноко на голой вершине». Ей снится пальма, которая «в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход», стоит, как и сосна, «одна и грустна». Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.
В стихотворении «Листок» мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он «прижался у корня чинары высокой», но она прогнала его. И он опять один на белом свете.
Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.
Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу.
С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.
В стихотворении «Родина» поэт говорит: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Он любит ту Россию, в которой были «дрожащие огни печальных деревень», «дымок спаленной жнивы», «на холме средь желтой нивы чету белеющих берез». В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен» он раскрыл тему «малой Родины», изобразив имение Тарханы. Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность.
В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.
Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова