Моя трактовка образа Печорина в романе «Герой нашего времени»

Герой романа — человек сильной воли, отважный, который не прячется от опасности, а смело смотрит вперед и идет навстречу бурям и тревогам, чтобы найти свое настоящее предназначение, сыграть свою роль в жизни и заполнить душевную пустоту хотя бы деятельностью без определенной цели. «Герой нашего времени» — будто портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из недостатков всего нашего поколения, в полном их развитии. Автору «просто весело было рисовать современного человека, каким он его понимает и очень часто встречал».

Равнодушие и ирония главного героя — это большей мерой светская привычка, чем черта характера.

Вот какую оценку дает он себе сам: «Перебираю в памяти все мое прошлое и ставлю невольно вопрос: зачем я жил? Для какой цели я родился? Действительно ли она существовала?

Наверное, было мне назначение высокое, так как я ощущаю в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я пришел в восхищение приманками страстей пустых и неблагородных; из них я вышел твердый и холодный как железо, но потерял навеки запал благородных стремлений — лучший цвет жизни.

И с того времени сколько раз уже я играл

роль топора в руках судьбы! Как орудие смертной казни, я падал на голову обреченных жертв, часто без злости, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, так как я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их ощущение, их нежность, их радость и страдания — и никогда не мог насытиться». Когда Грушницкий влюбился в княжну Мэри, Печорин говорит: Я внутренне хохотал и даже дважды улыбнулся, но он, к счастью, этого не заметил. Явным образом, что он влюблен, так как стал еще доверчивее, чем до этого; у его даже появилось серебряное кольцо с чернью, здешней работы: оно мне показалось подозрительным.

Я начал его рассматривать, и что же?

Мелкими буквами имя Мэри вырезанное на внутренней стороне, и рядом — число того дня, когда она подмыла знаменитый стакан. Я утаил свое открытие; я не хочу вынуждать у него признание; я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные, — и тогда я буду наслаждаться».

Его душа постоянно требует пищи, насыщения, чтобы заполнить пустоту, ему необходимо действие. Он ищет опасности, подставляет себя под чеченские события, ищет обретение в любви, рискованных приключениях, путешествиях.

Герцен писал, что все, кто принадлежал к его поколению, в некоторой мере Онегины. У Печорина также есть черты Онегина, которые и делает его образ трагичнее. Печорин не рассуждает, в отличие от Онегина, о политике, в нем дух скептицизма, недоверия, возражение присуще внутреннему содержанию Печорина.

Это оказывается в его жестокой холодности, афоризмах, любви. Крепкий дух скептицизма руководит его мечтами. Он не способен жертвовать собой ради счастья других и сознает это.

Все свидетельствует о трагичности поколения, портретом которого есть Печорин — герой в свое время.

Печорин не прислушается к голосу своего сердца и не считает нужным делать это. Он жив умом. Как дитя в свое время, он руководствуется в жизни холодным благоразумием. Если бы в его сознании победила мысль, которая могла бы признать необходимость служения окружающим, гуманистическим идеалам, то она бы освободила его от трудных моральных проблем индивидуализма, в плену которых он находится. И хотя путь, который он избрал, не принес ему счастья, он все же остался верным своим убеждением.

Голос сердца, необходимость отдавать себя другим, желание проникнуться интересами другого не оказались в сознании Печорина, поэтому он так и остался одиноким.

Но, независимо от результата, жизненный путь всегда является поиском истины, и Герой в свое время оставил дальнейшим поколениям огромный жизненный опыт.




Моя трактовка образа Печорина в романе «Герой нашего времени»