Можно ли отобразить современный мир средствами театра

Существенную роль в ней играет творческая ориентация и социальная зоркость художников, заставляющая их обращать преимущественное внимание на разные явления жизни и даже по-разному видеть одни и те же вещи. Таким образом, для художника тип конфликта — вопрос не технологии, а отношения к действительности, осмысления ее исторических тенденций, логики развития общественных противоречий. Рассматривая под таким углом зрения структуру драматического действия, в ней можно условно выделить по крайней мере три самостоятельных, но проникающих

друг в друга «слоя» . Во-первых, самый фундаментальный, глубоко лежащий и устойчивый, связанный с наиболее общими законами драматической формы. Воплощая в себе ее специфику, то, что отличает драму от других форм искусства, он имеет видообразующее значение; его определение — драматический конфликт в том его действенном аспекте, о котором шла речь выше, в разделе о природе театра. Во-вторых, это более подвижный, выражающий тот или иной конкретно-исторический тип конфликта «слой», связанный с особенностями действительности, выступающей для драматурга как предмет его искусства и определяющей его эстетическую
функцию.

Искусство того же Чехова или Брехта — чтобы не ходить далеко за примерами — может быть здесь названо среди многих других явлений. Наконец, в-третьих, это самый верхний и индивидуально неповторимый «слой», обозначаемый обычно как сюжетный, т. е. конкретная история взаимоотношений и столкновений действующих лиц, рассказанная драматургом и являющаяся непосредственным, внешним мотивом движения драматического действия. Нетрудно заметить, что все три упомянутые «слоя» структуры конфликта несут на себе печать объективных и субъективных моментов художественного творчества, «следы» реальной действительности и активности сознания. Однако, в каждом из них эта диалектика преломляется по-разному. Наиболее наглядным и непосредственным образом власть действительности, ее форм дает о себе знать, естественно, в самом верхнем слое; даже приобретая условный, «параболический» характер, он стоит «ближе» других к реальности; в «типе» конфликта она опосредована всем духовным содержанием личности художника, его мировоззрением и мировосприятием; наконец, в «нижнем» слое она запечатлена через опыт и традиции предшествующего развития искусства в основных, уже «безличных» эстетических принципах вида, жанра — своеобразной «памяти искусства» о реальности. Соответственно «вмешательство» художника здесь сказывается по-разному — от выбора вида искусства, который символизирует собой фундаментальный «слой» структуры произведения, до создания индивидуальной художественной «модели» общественного конфликта.

Иначе говоря, художник всегда имеет дело с некоторыми независимыми от него «изначальными» законами художественной формы, с одной стороны, и с формами лежащей вне его сознания действительности — с другой. Творчески преломляясь в произведении, они образуют его индивидуальную художественную структуру, которая в целом оказывается детерминированной реальностью. Действительно, в реалистической драме структура конфликта представляет собой, в конечном счете, систему различных ступеней или уровней отражения действительности. Причем сама иерархия этих элементов имеет свой содержательный смысл.

Соотнесение их между собой в произведении означает, в сущности, сопоставление частного случая и общего закона, индивидуальной истории и логики процесса, взаимную «проверку» их друг другом. Художественный способ этого столкновения и вместе с тем из общего и частного варьируется достаточно широко — мы наглядно видели это опять-таки на примере Чехова и Брехта, но за ним стоит одна из наиболее универсальных проблем искусства — проблема соотношения личности и общества. В драматическом искусстве она имеет свой специфический аспект. Отражая конфликты действительности, драма всегда содержит определенный взгляд на роль и мотивы участи личности в общественном конфликте, в разрешении его противоречий.

Здесь мы соприкасаемся с тем субъективным моментом драматического искусства, в котором в первую очередь воплощается мировоззренческое начало и эстетический идеал художника. Идея об эстетическом значении «столкновения» реальности и художественной формы, момента «уничтожения содержания формой» развита в концепции А. Выготского, хотя рассматривается им преимущественно со стороны психологии и интерпретируется как противоречие «фабулы, сюжета и действующих лиц». Вместе с тем нам представляется, что при всей плодотворности общей предпосылки Выготского указанный конфликт, имеющий не только психологический, но и идеологический аспект, реализуется в рамках противоречия не между фабулой как жизненным прообразом событий в пьесе и ее сюжетом, но и внутри произведения, между различными слоями его структуры, которые несут на себе печать «присутствия» действительности и являются элементами формы.




Можно ли отобразить современный мир средствами театра