Можно ли считать реалистическими сатириче­ские произведения?

Может ли басня быть реалистическим произ­ведением?

Баснописец действует в рамках того ли­тературного направления, к которому он принадлежит. В. И. Коровин прекрасно показывает сходство и отличие басен под названием «Волк и Ягненок» у Ж. Ла­фонтена, А. П. Сумарокова, Г. Р. Держа­вина и И. А. Крылова. Басни Крылова — реалистические произведения.

Попробуйте доказать, что прозаические про­изведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями.

В 7 классе мы читали и изучали повесть «Барышня-крестьянка»

и роман «Дубров­ский», в 8-м — повесть «Капитанская дочка». Кроме того, я и мои близкие друзья, вдохновленные уроками нашей учительницы Ольги Борисовны, самостоя­тельно прочитали все «Повести Белкина», а также «Пиковую даму», спектакль по которой мы ходили смотреть в Театр им. Е. Вахтангова. Реалистическими про­изведения Пушкина можно назвать пото­му, что в них отражены реальные соци­ально-философские конфликты, харак­терные для второй половины XVIII — первой трети XIX века, значительного этапа русской истории. Проблемы взаимо­отношения народа и власти, нравственно­го облика властителя,
справедливости и милосердия, истинной любви и дружбы, чести и достоинства личности — ведущие для этих произведений.

Герои в них обри­сованы разносторонне, в связи с конкретными историческими условиями. Таковы Кирила Петрович Троекуров, отец и сын Дубровские, семьи Гриневых и Мироно­вых, Маша Миронова и Петр Гринев, Пу­гачев и Екатерина II. «Повести Белкина» очень интересно построены, в них Пуш­кин ведет полемику с эстетикой романти­ческой повести, которой в 30-е годы XIX ве­ка зачитывались молодые читатели, особенно провинциальные барышни, и формировали свои жизненные идеалы. Пушкин в начале каждой повести создает романтическую ситуацию, а развитие сю­жета приводит героев, как правило, к ре­алистической развязке.

Например, Алек­сей Берестов казался очень загадочным романтическим юношей, разочарован­ным, много испытавшим, а на самом деле оказался простым и добрым малым, лю­бившим играть с крестьянскими девушка­ми и ухаживать за ними. Коллизия со сва­товством Алексея и Лизы, которую за­теяли их отцы, заканчивается вполне благополучно и ко всеобщему удовольст­вию. Оказалось, что герои уже выбрали друг друга.

Можно ли считать реалистическими сатириче­ские произведения? Мотивируйте свой ответ.

Несомненно. Сатира, как и басня, впи­сывается в систему эстетических взглядов, составляющих то или иное литературное направление. Нам известны классицисти­ческие сатиры, комедии, эпиграммы.

Ре­алистическая сатира основана на тех же принципах и подходах, что и любое дру­гое произведение реализма. Иное дело — использова­ние специфических приемов сатиры, на­пример гиперболы, гротеска, несоответст­вие личностных притязаний реальной оценке возможностей героя. «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Сказки» М. Е. Салтыкова — Щедрина, комедия А. С. Грибоедова «Го­ре от ума» — примеры реалистической са­тиры.

Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой?

Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пуш­кина — волшебная сказка, в которой слы­шатся отголоски русских народных ска­зок и былин. В. Г. Белинский заметил, что в ней нет признаков романтизма, она принадлежит к числу переходных пьес А. С. Пушкина, характер которых состав­ляет подновленный классицизм. Есть другая точка зрения Э. Бабаева: в поэме Пушкин стремился к русскому реалисти­ческому стилю и отвергал условности классицизма и сентиментализма ради «поэзии действительной».

По-видимому, Руслана, скорее всего, можно отнести к сказочным героям, романтикам по духов­ному складу.

Как доказать, что Евгений Онегин — реалисти­ческий герой?

В ответе на второй вопрос по всему текс­ту романа «Евгений Онегин» уже была доказана принадлежность Онегина к ге­роям реалистическим. Герой дан в разви­тии, действует в типических обстоятель­ствах, во многом противостоит той среде, которая его сформировала. Характер ге­роя изображен разносторонне, со всеми достоинствами и противоречиями.

Реа­листичности изображения героя способст­вует показ его взаимоотношений с авто­ром романа, сопоставление их восприятия действительности.

Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, — реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев.

Да, они оба реалистические герои, хотя и очень отличающиеся друг от друга. Чтобы написать сравнительную характе­ристику героев, нужно отметить хладно­кровное и разочарованное отношение к жизни Онегина и восторженность, свойст­венную романтикам, Ленского. Важно сравнить условия их формирования: одно­го — в России, в высшем свете, другого — в Германии, в Геттингенском университе­те, в центре немецкой романтической фи­лософии. Онегин был проницателен, да­вал точные характеристики людям, Лен­ский совершенно не разбирался в жизни.

Так, Онегин сразу увидел разницу между Ольгой и Татьяной, отдав предпочтение старшей сестре, Ленский же был пленен простодушным пасторальным образом Оль­ги, всецело повторявшей типичные черты уездных барышень с их ограниченными интересами. Между тем очень многое влек­ло друг к другу молодых людей, и эту общ­ность тоже можно отметить — интеллекту­ализм, разносторонние духовные интересы.

Как объяснить, что Владимира Ленского час­то считают романтическим героем? Как это опро­вергнуть, если такое утверждение неверно?

Те, кто утверждают, что Владимир Лен­ский — романтический герой, обычно смешивают два понятия: романтик и ро­мантический герой. Ленский — поэт-ро­мантик, который формировался под влия­нием немецкого романтизма, «поклонник Канта», он пел «нечто и туманну даль» и т. д. Ленский был романтиком в жизни. Однако Пушкин в изображении Ленского руководствовался реалистическим подхо­дом, правдиво отразил его характер, увле­чения, направления в развитии его как личности и поэта, обстоятельства его ги­бели, возможные перспективы судьбы.

Некоторая добродушная ирония в адрес своего героя также свидетельствует о ре­алистической оценке образа в контексте духовной жизни первой четверти XIX ве­ка. Итак, образ Ленского — это реалисти­ческое изображение Поэта-романтика.




Можно ли считать реалистическими сатириче­ские произведения?