Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «темного царства»? по пьесе Гроза

В описанном А. Островском городке Калинове чахнут чувства людей, слабеет их воля, меркнет разум под гнетом правления самодуров. Именно в таком «темном царстве» развиваются характеры детей Кабанихи — Тихона и Варвары. Окружающая атмосфера уродует каждого из них на свой лад.

Образ Тихона обезличен, он представлен жалким и подавленным. И все же материнское своеволие не уничтожило в нем до конца живые чувства. В глубине робкой души персонажа имеется теплое чувство к супруге.

Он не смеет показывать любовь Катерине, не осознает ее

сложной душевной жизни и при случае рад уехать даже от нее, лишь бы покинуть стены отчего дома, превратившегося в ад.

Тихон способен на жалость и проявляет доброту по отношению к жене-изменнице. В финале «Грозы» в робком послушном человеке неожиданно пробуждается протест против произвола хозяев жизни. Горюя над телом Катерины, он впервые в жизни выступает против матери, виня ее в смерти жены.

Эти проклятия из уст забитого человека показывают: патриархальные устои «темного царства» рушатся, власти Кабанихи и Дикого скоро придет конец, если даже безвольный Тихон осмелился повысить голос на бессердечную

мамашу.

Характер Варвары гораздо сильнее, чем у брата. Она не желает подчиняться патриархальным законам, которые проповедует мать, но и не протестует открыто. Воспитание Кабанихи нравственно искалечило девушку: хитрить и обманывать без всяких угрызений совести стало для Варвары привычным делом.

Но когда жизнь в доме матери сделалась невыносимой, она безвозвратно сбежала из-под замка. И вновь рушатся идеалы властной купчихи, ведь дочь посмела опозорить дом Кабановых, вырвавшись на волю.

Пожалуй, самым жалким в пьесе выглядит Борис Григорьевич, племянник Дикого. Добрый и культурный человек выделяется среди купцов, но он не способен постоять ни за себя, ни за любимую женщину. В трудный момент он плачет и мечется, но так и не находит в себе сил ответить на брань.

Возлюбленный Катерины Борис также вызывает презрение. Он не способен на отчаянный поступок и даже опасается разговаривать с героиней во время последнего свидания. От слабости до подлости остается всего один шаг, поэтому бессильные проклятия Бориса выглядят трусливо.

И все же в общем хоре протестующих против власти самодуров знаменателен даже этот мелкий протест.




Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «темного царства»? по пьесе Гроза