В описанном А. Островском городке Калинове чахнут чувства людей, слабеет их воля, меркнет разум под гнетом правления самодуров. Именно в таком «темном царстве» развиваются характеры детей Кабанихи — Тихона и Варвары. Окружающая атмосфера уродует каждого из них на свой лад.
Образ Тихона обезличен, он представлен жалким и подавленным. И все же материнское своеволие не уничтожило в нем до конца живые чувства. В глубине робкой души персонажа имеется теплое чувство к супруге.
Он не смеет показывать любовь Катерине, не осознает ее сложной душевной жизни и при случае рад уехать даже от нее, лишь бы покинуть стены отчего дома, превратившегося в ад.
Тихон способен на жалость и проявляет доброту по отношению к жене-изменнице. В финале «Грозы» в робком послушном человеке неожиданно пробуждается протест против произвола хозяев жизни. Горюя над телом Катерины, он впервые в жизни выступает против матери, виня ее в смерти жены.
Эти проклятия из уст забитого человека показывают: патриархальные устои «темного царства» рушатся, власти Кабанихи и Дикого скоро придет конец, если даже безвольный Тихон осмелился повысить голос на бессердечную мамашу.
Характер Варвары гораздо сильнее, чем у брата. Она не желает подчиняться патриархальным законам, которые проповедует мать, но и не протестует открыто. Воспитание Кабанихи нравственно искалечило девушку: хитрить и обманывать без всяких угрызений совести стало для Варвары привычным делом.
Но когда жизнь в доме матери сделалась невыносимой, она безвозвратно сбежала из-под замка. И вновь рушатся идеалы властной купчихи, ведь дочь посмела опозорить дом Кабановых, вырвавшись на волю.
Пожалуй, самым жалким в пьесе выглядит Борис Григорьевич, племянник Дикого. Добрый и культурный человек выделяется среди купцов, но он не способен постоять ни за себя, ни за любимую женщину. В трудный момент он плачет и мечется, но так и не находит в себе сил ответить на брань.
Возлюбленный Катерины Борис также вызывает презрение. Он не способен на отчаянный поступок и даже опасается разговаривать с героиней во время последнего свидания. От слабости до подлости остается всего один шаг, поэтому бессильные проклятия Бориса выглядят трусливо.
И все же в общем хоре протестующих против власти самодуров знаменателен даже этот мелкий протест.
Дайджест:
- М. И. Кабанова — основа «темного царства» По пьесе А. Н. Островского ГрозаВ пьесе «Гроза», которая, по мнению Н. А. Добролюбова, является самым решительным произведением А. Н. Островского, драматург, изобразив быт и нравы купечества девятнадцатого века, представил зрителю мир деспотов и их жертв. Одним из ярчайших примеров самодуров и тиранов является Марфа Игнатьевна, властная и эгоистичная купчиха, единоличная хозяйка «темного царства» семейства Кабановых. Знакомство читателей с Кабанихой ... Читать далее...
- Хозяева «темного царства» по пьесе ГрозаСамым главным хозяином «темного царства», на мой взгляд, является Марфа Игнатьевна Кабанова. Ее поведение, речь, нрав соответствуют ее статусу. Даже из первой реплики этого персонажа мы узнаем, что она — властная женщина, которой чужды понимание и уважение к другим людям: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе ... Читать далее...
- Быт и нравы темного царства по пьесе ГрозаПри чтении произведений Островского мы неожиданно попадаем в царящую в обществе атмосферу и становимся невольными участниками событий, происходящих на сцене. Мы соединяемся с толпой и словно со стороны рассматриваем жизнь героев. Мы оказываемся в приволжском городе Калинове и получаем возможность наблюдать за бытом и нравами его жителей. В основной массе это купечество, жизнь именно этого ... Читать далее...
- Представители «темного царства» в пьесе «Гроза»Драму » Гроза » принято считать одним из главных произведений А. Н. Островского. И это нельзя отрицать. Любовный конфликт в пьесе отходит чуть ли не на последний план, вместо этого обнажается горькая социальная правда, показывается «темное царство» пороков и грехов. Добролюбов называл драматурга тонким знатоком русской души. С этим мнением трудно не согласиться. Островский очень ... Читать далее...
- Темы «горячего сердца» и «темного царства», драматургический конфликт в пьесе Островского «Гроза»Цели: проверить знание содержания прочитанных действий драмы «Гроза»; совершенствовать умение комментировать и выразительно читать сцены из пьесы, определять конфликт и проблемы, поднятые драматургом, анализировать прочитанное, делать самостоятельные выводы; учить добру, справедливости, уважению к человеческой личности. Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты кинофильма или спектакля «Гроза» ; текст драмы; эпиграф на доске. Драматическая ... Читать далее...
- Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»Наивысшим художественным достижением A. H. Островского в пред реформенные годы стала драма «Гроза». Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те общечеловеческие ценности, за которые ратует домострой, давно уже потеряли свой смысл для невежественных обитателей Калинова. Для ... Читать далее...
- Образ характер и характеристика Тихона Кабанова по пьесе ГрозаТихон Иванович Кабанов — один из главных героев пьесы «Гроза», муж Катерины, сын Кабанихи. Он принадлежит к младшему поколению калиновцев и, в каком-то смысле, знаменует собой конец патриархального уклада. Молодые люди Калинова уже не хотят жить по старым порядкам, но этот протест они все выражают по-разному, сообразно каждый своему характеру. В отличие от Катерины, которая ... Читать далее...
- Идея обреченности «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»Драма Островского «Гроза» — самое значительное произведение основоположника русской бытовой драмы. Она была написана в 1860 году, в период общественного подъема, когда сбрасывались оковы крепостничества и в душной общественной атмосфере собиралась очищающая гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где крепостнические порядки поддерживались очень жестко. Жители провинциального города живут замкнуто, им чужды новые идеи ... Читать далее...
- Жертви «темного царства»; у п’єсі «Гроза»; Гроза Островський А. НЖертви «темного царства» у п’єсі «Гроза» В атмосфері «темного царства», під гнітом самодурної сили тьмяніють, марніють живі людські почуття, слабшає воля, мерхне розум. Якщо ж людина наділена енергією, спрагою життя, те, застосовуючись до обставин, він починає брехати, хитрити, вивертатися Під тиском цієї темної сили розвиваються характери Тихона й Варвари. І спотворює їх ця сила — ... Читать далее...
- Характеристика Тихона в пьесе «Гроза»Тихон в пьесе » Гроза » Островского является одним из ключевых персонажей. Благодаря этому образу реализуется множество проблем, освещенных в произведении. Тихон — старший сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Но ни как сын, ни как муж этот персонаж не может себя реализовать. Даже имя Островский выбирает под стать, следуя традиции «говорящих» имен собственных. Тихий ... Читать далее...
- Гроза характеристика образа Кабанова Тихона ИвановичаКабанов Тихон Иванович — один из главных героев, сын Кабанихи, муж Катерины. В перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано — «ее сын». Таково действительное положение Т. в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы, к младшему поколению калиновцев, Т. по-своему знаменует конец патриархального уклада. Молодежь ... Читать далее...
- Ідея приреченості «Темного царства» у драмі «Гроза»Твір по літературі: Ідея приреченості «Темного царства» у драмі «Гроза» Найвищим художнім досягненням А. Н. Островського в передреформні роки стала драма «Гроза». Автор переносить нас у провінційне купецьке містечко Калинов, жителі якого завзято тримаються за століттями сформований спосіб життя. Але вже на початку п’єси стає ясно, що ті загальнолюдські цінності за які ратує Домострой, давно ... Читать далее...
- Протест Катерины против «темного царства»Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, ... Читать далее...
- Жертвы «темного царства»1. Сюжетная линия драмы «Гроза». 2. Представители «темного царства» — Кабаниха и Дикой. 3. Протест против устоев ханжеской морали. Вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собой право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы и ... Читать далее...
- Характеристика Кабановой с цитатами из текста по пьесе ГрозаКабанова Марфа — богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Мнение Марфы во многом определяет жизнь города. Уже по первым словам Кабанихи можно сказать, что она суровый и властный человек, настоящий тиран: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Кабанова недовольна своей семьей, особенно ... Читать далее...
- В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? по пьесе ГрозаВ пьесе «Гроза» А. Н. Островский показал целый ряд колоритных обитателей «темного царства». Особенно тяжело в такой атмосфере живется женщинам. Образы Катерины и Варвары играют важную роль в понимании сути драмы. При внешнем сходстве эти молодые женщины разительно отличаются меж собой. Жена Тихона Кабанова обладает сильным характером, имеет твердый моральный стержень. Катерина выросла в атмосфере ... Читать далее...
- Каково значение образов Варвары и Кудряша по пьесе ГрозаЛичная драма главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерины разворачивается на фоне второстепенных персонажей, приспособившихся к условиям авторитарного домостроя. Все они противопоставлены свободолюбивой женщине, ее стремлению вырваться любым способом из-под гнета Кабанихи. Автор объединил их в условные пары, чтобы еще больше заострить внимание на одиночестве Катерины. Такой условной парой можно считать Кабаниху и Дикого. ... Читать далее...
- Какую роль сыграла Кабаниха в трагической развязке по пьесе ГрозаОстровский создал образы персонажей, характеры которых отличаются своей масштабностью и цельностью. У него получалось акцентировать внимание читателя на их достоинствах или пороках. В особенности это касается богатой калиновской купчихи — героини пьесы «Гроза» по имени Марфа Игнатьевна. Будучи ханжой, Кабанова, делает все дела «под видом благочестия». Она набожна внешне, хотя, по мнению Кулигина, «нищих оделяет» ... Читать далее...
- Характеристика Бориса в пьесе «Гроза»В пьесе Островского » Гроза » персонажей можно условно поделить на представителей «темного царства» и на его жертв. К представителям относят Дикого и Кабаниху, а вот в числе жертв называют Катерину, Тихона и Бориса. Однако можно ли с уверенностью говорить, что последний из перечисленных действительно является жертвой «темного царства»? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. ... Читать далее...
- Характеристика героя Тихон, Гроза, ОстровскийТихон Тихон Кабанов — муж Катерины и сын Кабанихи. Это забитый, страдающих от постоянных упреков и приказаний Кабанихи человек. В этом персонаже наиболее полно раскрывается калечащая, разрушающая сила «темного царства», которая превращает людей лишь в тени самих себя. Тихон не способен на отпор — он постоянно оправдывается, всячески угождая матери, боится ее ослушаться. Но при ... Читать далее...
- Можно ли считать Луку, который говорит о себе: «Мяли много, потому мягок» — добрым человеком? по пьесе На днеСтранник Лука лишь на некоторое время появляется в ночлежке, но этому персонажу отведена одна из ключевых ролей. Пожилой человек имеет богатый жизненный опыт, что подтверждается словами: «Мяли много, вот и мягок». Лука не видит в человеке личности, он всех считает жалкими, не способными к отстаиванию своих прав, а потому нуждающимися в утешении. Для каждого ночлежника ... Читать далее...
- Кульминация по пьесе ГрозаКульминация — это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского «Гроза» таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису. В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой накала как общественного, так и ... Читать далее...
- Роль эпизодических персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Наверное, называть эти персонажи внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они появляются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, служат, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло бы рассыпаться, как рассыпается дом, не имеющий связывающей арматуры. Этот же Борис настолько чужд атмосфере городка, ... Читать далее...
- Образ, характер и характеристика Кабанихи по пьесе ГрозаКабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова — центральная героиня пьесы Островского «Гроза», богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Кабаниха — человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального ... Читать далее...
- План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза» I. Вступление Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: А) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом ... Читать далее...
- Изображение «жестоких нравов» «темного царства»Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, ... Читать далее...
- Катерина и Варвара: «антиподы» или «подруги по несчастью»? по пьесе ГрозаСуществует два вида людей: одни являются решительными, сильными личностями, готовыми на борьбу за свое счастье, другим же легче плыть по течению, подчиняться более сильным и пытаться приспособиться к окружающей ситуации. Героиню пьесы Островского «Гроза», Катерину, можно отнести к первому типу, а Варвару ко второму. Катерина — натура тонкая, творческая, мечтательная. Она очень чувствительна, у нее ... Читать далее...
- Женские судьбы и характеры в пьесе А. Н. Островского «Гроза»1. Особенности творчества Островского. 2. Образ Кабанихи в пьесе «Гроза». 3. Варвара, дочь Кабанихи. 4. Катерина, невестка Кабанихи. Несколько десятков пьес написал А. Н. Островский за свою жизнь, и во всех этих произведениях, как в зеркале, отразились те или иные стороны жизни, современной автору. Но только ли о своем времени писал Островский? Несомненно, колорит его ... Читать далее...
- Образ характер и характеристика Катерины Кабановой по пьесе ГрозаПьеса «Гроза» А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге. В пьесе он передал свои впечатления от этой поездки, однако не описывал конкретные города и лица, а изобразил обобщенные, но глубоко типичные картины жизни на Руси. Вообще, Островский считается настоящим ... Читать далее...
- На тему: Всегда ли любовь делает человека счастливым? в пьесе Гроза, ОстровскийВсегда ли любовь делает человека счастливым? Любовь — это высшее чувство, ради которого люди готовы многим пожертвовать. Она способна окрылять человека, дарить надежду, награждать жизненными силами и дарить безграничное счастье. Недаром в произведениях всех классиков обязательно встречается тема любви. Как писал Ф. М. Достоевский: «Любовь искренняя, направленная прямо в душу человеческую, — исцеляет». Но всегда ... Читать далее...
Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «темного царства»? по пьесе Гроза