Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» равно чуду. Этот роман поистине стал «шедевром» века благодаря мощному таланту писателя. Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье — вот основная тема раздумий писателя.
В романе Шолохов описал борьбу двух совершенно разных сил: донского казачества и Красной Армии. «Мелеховский двор — на самом краю хутора», — так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор
Можно сказать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелехова.
Прежде всего, мы познакомимся с главой семьи — Пантелеем Прокофьевичем. «Под уклон лет, Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сухой в кости, хромой, носил в левом ухе
Несмотря на внутренний семейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и крышу.
Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. «Старший, уже женатый сын его Петр напоминал мать: большой, курносый, с буйной копной пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у отца, нависший коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звериное.».
Образ Григория Мелехова — центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать — положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови. Его трагедия — это трагедия того, кого неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе.
Григорий предстает перед нами как правдоискатель. В поисках правды он проходит трудный путь — путь самопознания. На самом деле этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он разуверился в правде народа и вере в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял «бессмысленную жестокость».
Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека. Больше всего в романе меня поразили женские образы: Ильинична, Ксения и Наталья.
Эти женщины совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Ильинична, например, переживая незабываемую трагедию — смерть сына, смогла простить его убийцу, потому что его полюбила ее дочь. Любовь Ксении к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хотя перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Натальи.
Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория своей чистотой, любовью к детям, готовностью ждать и надеяться всю жизнь.
Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, живут с нами и среди нас. А дом Мелехова стал нашим родным домом. К сожалению, семья Мелехова все же распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплеть огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда.
Человек для Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это, прежде всего, его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.
Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»