Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» равно чуду. Этот роман поистине стал «шедевром» века благодаря мощному таланту писателя. Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье — вот основная тема раздумий писателя.

В романе Шолохов описал борьбу двух совершенно разных сил: донского казачества и Красной Армии. «Мелеховский двор — на самом краю хутора», — так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор

Мелехова проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но родной дом навсегда остается тем местом, где живут близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома Мелехова появляется со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы.

Можно сказать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелехова.

Прежде всего, мы познакомимся с главой семьи — Пантелеем Прокофьевичем. «Под уклон лет, Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сухой в кости, хромой, носил в левом ухе

серебряную серьгу. К старости не слиняли на нем Вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…». Этот человек была трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным.

Несмотря на внутренний семейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и крышу.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. «Старший, уже женатый сын его Петр напоминал мать: большой, курносый, с буйной копной пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у отца, нависший коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звериное.».

Образ Григория Мелехова — центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать — положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови. Его трагедия — это трагедия того, кого неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе.

Григорий предстает перед нами как правдоискатель. В поисках правды он проходит трудный путь — путь самопознания. На самом деле этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он разуверился в правде народа и вере в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял «бессмысленную жестокость».

Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека. Больше всего в романе меня поразили женские образы: Ильинична, Ксения и Наталья.

Эти женщины совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Ильинична, например, переживая незабываемую трагедию — смерть сына, смогла простить его убийцу, потому что его полюбила ее дочь. Любовь Ксении к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хотя перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Натальи.

Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория своей чистотой, любовью к детям, готовностью ждать и надеяться всю жизнь.

Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, живут с нами и среди нас. А дом Мелехова стал нашим родным домом. К сожалению, семья Мелехова все же распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплеть огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда.

Человек для Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это, прежде всего, его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.




Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»