Мысль семейная по роману эпопее Война и мир
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» «мысль семейная» выражается при помощи неявного сопоставления трех семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.
Ростовы — полные жизни, естественные и искренние. В их доме всегда кипит жизнь, полно гостей, и почти все члены семьи жизнерадостны, общительны. Граф Ростов — радушный хозяин, двери дома которого всегда открыты, он готов помочь нуждающимся в этом. Графиня Ростова — любящая жена, полностью поддерживающая мужа.
Наташа — искренняя и открытая девушка, живущая чувствами
Николай — прямодушный, пусть и немного ограниченный, но честный перед собой и окружающими людьми. Петя Ростов — сначала озорной мальчишка, а потом молодой офицер, жаждущий славы и подвига. И только Вера — невозмутимая и равнодушная, выбивается из ряда этих полных жизненных сил людей. В семье Ростовых не задумываются о смысле жизни, духовные искания и долгие душевные переживания не свойственны членам этого семейства.
Здесь все подчинено чувствам, диктуется ими и ими определяется.
У Болконских все иначе. Эта семья тоже симпатична автору, хотя все члены этой семьи совершенно другие. Они живут
Им свойственны размышления о смысле жизни, поиск своего места в этом непростом мире. Князь Болконский, суровый и твердый человек, в душе горячо любит своих детей. К семье Болконских не принято выражать свои чувства, и старый князь, княжна Марья и Андрей искренне любят друг друга, их объединяет духовная близость.
Но это люди другого склада, они склонны к самоанализу, к философским раздумьям и к духовным исканиям.
И еще с одной семьей мы знакомимся в романе — семьей Курагиных. Эта семья контрастирует с двумя предыдущими. Ее представители — корыстные, думающие лишь о своих интересах и выгоде люди. Элен — холодная и равнодушная красавица, мысли которой заняты лишь одним делом — поиском богатого мужа.
Анатоль — бездушный красавец, никогда и никого не любивший и прожигающий жизнь. Ипполит — безвольный и безынициативный тип, которым полностью руководит его отец. В этой семье нет любви, нет взаимопонимания, однако никто из ее членов не испытывает по этому поводу никаких переживаний.
Всех устраивает такое положение дел. Василий делает вид, что заботится о детях, пытаясь устроить их на теплые места и говоря, что выполняет свой родительский долг. Ни о каких чувствах в этой семье не может быть и речи.
Так, подробно изображая отношения в семьях, автор желал показать нам, что «мысль семейная»- одна из наиболее важных в романе. Начало всех начал писатель видел в семье. Подобно тому, как весь свет изображается положительным или отрицательным, выбор между этими двумя критериями определяется семьей и той атмосферой, которая царит в ней.
В соответствии с традициями реализма, Толстой хотел не только показать, но и сравнить различные семьи, являющиеся типичными для своей эпохи. При сравнении писатель довольно часто использует прием антитезы: некоторые семьи изображены в развитии, а отдельный ряд — застывшими.
В эпилоге Толстой демонстрирует становление двух семей: Пьера Безухова и Наташи Ростовой, а также Николая Ростова и княжны Марьи Болконской. Княжна Марья и Наташа отличаются высоким благородством. В их жизни было много страданий, но несмотря на это, они обретают в конце романа свое счастье — именно в семье.
И в семье они проявят все свои способности, чтобы реализовать главную функцию, которую должна выполнять каждая жизни. В конце произведения мы понимаем, что «мысль семейная» становится для нас одной из главных линий романа. Автор изображает не только отдельных персонажей, но и их семьи, демонстрирует сложность взаимоотношений внутри определенной семьи и между семьями.
Мысль семейная по роману эпопее Война и мир