Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. К какому жанру вы могли бы отнести это сти­хотворение?

Какие художественные приемы особенно активно используются поэтом в строках этого стихо­творения? Какие приемы устного народного творче­ства активно используются Некрасовым?

Антитеза, о роли которой было сказано выше, ораторские обращения, соединение характерных черт ведущих лирических жанров, приемы сатиры в изображении знатной особы и его образа жизни. Особое внимание поэта привлекают фольклорные мотивы и использование жанра народной песни.

К какому жанру вы могли бы отнести это сти­хотворение?

Трудно приписать это

стихотворение к какому-либо определенному жанру. В нем сочетаются черты сатиры, относящиеся к изображению внутреннего мира и обра­за жизни «владельца роскошных палат», к его семье, к описанию парадного подъез­да «по торжественным дням». Отчетливо звучат и элегические мотивы — грустные размышления о судьбе народа.

Особенно­стью творчества Некрасова является со­здание элегий на темы народных страда­ний, что явилось но­ваторством в русской поэзии. И конечно, присутствует род песни, рожденной под влиянием народного творчества. Однако «размышления» могут рассматриваться и как особый род лирики.

Вспомните

стихотворения поэта. Попробуй­те определить их жанр.

«Родина», «Еду ли ночью по улице тем­ной…», «Элегия», «На Волге», «Тройка», «Колыбельная песня» , «Совре­менная ода» , «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «Же­лезная дорога», «Орина, мать солдатская», «Крестьянские дети», «Внимая ужасам войны» и др.

Некрасов чаще всего обращался к трехслож­ным стихотворным размерам. Попробуйте найти среди его стихотворений примеры с использовани­ем дактиля, амфибрахия и анапеста.

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

«Размышления у парадного подъезда»

Право, не клуб ли вороньего рода Около нашего нынче прихода?

Вот и сегодня… ну просто беда!

Глупое карканье, дикие стоны… Кажется, с целого света вороны По вечерам прилетают сюда.

«В деревне»

Савраска увяз в половине сугроба —

Две пары промерзлых лаптей Да угол рогожей покрытого гроба Торчат из убогих дровней.

«Мороз, Красный нос»

Какие художественные приемы фольклора использует Некрасов в своих произведениях? Ка­кие жанры фольклора активно используются в его лирике?

Некрасов в своих произведениях исполь­зует разнообразные жанры русского фольклора. Мы встретим и сказочные за­чины, и олицетворение животных и птиц. Вступление к его поэме «Кому на Руси жить хорошо» написано на фольклорной основе. Фольклорными мотивами прони­зана и вся поэма. Образ скатерти-само­бранки, дарованный странникам пеноч­кой, вошел в эту поэму.

Один из приемов, излюбленный Некрасовым, — использо­вание народного языка, таких слов и сло­восочетаний, которые идут от народной речи, от произведений, созданных русски­ми песенниками и сказочниками: кручи­нушка, горе-горъкое по свету шлялося, желанный, желанная, сердечный, горя реченька бездонная. В его лирике сильны песенные мотивы, да и сами они написаны как песни, и подчас восприни­маются как песни народные, когда их слу­шают в музыкальном сопровождении. Та­ковы широко известные песни на сти­хи Некрасова «Тройка», «Коробейники», «Меж высоких хлебов затерялося небога­тое наше село…» и многие другие. Заклю­чительная часть «Размышлений у парад­ного подъезда» со слов «Родная земля!» насыщена песенными мотивами, она пе­реложена на музыку и исполняется в ин­дивидуальном и хоровом пении.

Особенно выделяется здесь прием повтора, свой­ственный народным песням: «Стонет он…», повторение предлогов. Интересно построена фраза «Стонет он по тюрьмам, по острогам…». Повторение одного и то­го же понятия, означающего места за­ключения, обусловлено именно внима­тельным отношением поэта к фольклору: острог — народное слово, тюрьма — литературное.

Повторение одного и того же значения, выраженного в разном словесном оформлении, — естественная дань Некрасова произведениям народно­го творчества.




Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. К какому жанру вы могли бы отнести это сти­хотворение?