Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. К какому жанру вы могли бы отнести это стихотворение?
Какие художественные приемы особенно активно используются поэтом в строках этого стихотворения? Какие приемы устного народного творчества активно используются Некрасовым?
Антитеза, о роли которой было сказано выше, ораторские обращения, соединение характерных черт ведущих лирических жанров, приемы сатиры в изображении знатной особы и его образа жизни. Особое внимание поэта привлекают фольклорные мотивы и использование жанра народной песни.
К какому жанру вы могли бы отнести это стихотворение?
Трудно приписать это
Особенностью творчества Некрасова является создание элегий на темы народных страданий, что явилось новаторством в русской поэзии. И конечно, присутствует род песни, рожденной под влиянием народного творчества. Однако «размышления» могут рассматриваться и как особый род лирики.
Вспомните
«Родина», «Еду ли ночью по улице темной…», «Элегия», «На Волге», «Тройка», «Колыбельная песня» , «Современная ода» , «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Орина, мать солдатская», «Крестьянские дети», «Внимая ужасам войны» и др.
Некрасов чаще всего обращался к трехсложным стихотворным размерам. Попробуйте найти среди его стихотворений примеры с использованием дактиля, амфибрахия и анапеста.
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
«Размышления у парадного подъезда»
Право, не клуб ли вороньего рода Около нашего нынче прихода?
Вот и сегодня… ну просто беда!
Глупое карканье, дикие стоны… Кажется, с целого света вороны По вечерам прилетают сюда.
«В деревне»
Савраска увяз в половине сугроба —
Две пары промерзлых лаптей Да угол рогожей покрытого гроба Торчат из убогих дровней.
«Мороз, Красный нос»
Какие художественные приемы фольклора использует Некрасов в своих произведениях? Какие жанры фольклора активно используются в его лирике?
Некрасов в своих произведениях использует разнообразные жанры русского фольклора. Мы встретим и сказочные зачины, и олицетворение животных и птиц. Вступление к его поэме «Кому на Руси жить хорошо» написано на фольклорной основе. Фольклорными мотивами пронизана и вся поэма. Образ скатерти-самобранки, дарованный странникам пеночкой, вошел в эту поэму.
Один из приемов, излюбленный Некрасовым, — использование народного языка, таких слов и словосочетаний, которые идут от народной речи, от произведений, созданных русскими песенниками и сказочниками: кручинушка, горе-горъкое по свету шлялося, желанный, желанная, сердечный, горя реченька бездонная. В его лирике сильны песенные мотивы, да и сами они написаны как песни, и подчас воспринимаются как песни народные, когда их слушают в музыкальном сопровождении. Таковы широко известные песни на стихи Некрасова «Тройка», «Коробейники», «Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село…» и многие другие. Заключительная часть «Размышлений у парадного подъезда» со слов «Родная земля!» насыщена песенными мотивами, она переложена на музыку и исполняется в индивидуальном и хоровом пении.
Особенно выделяется здесь прием повтора, свойственный народным песням: «Стонет он…», повторение предлогов. Интересно построена фраза «Стонет он по тюрьмам, по острогам…». Повторение одного и того же понятия, означающего места заключения, обусловлено именно внимательным отношением поэта к фольклору: острог — народное слово, тюрьма — литературное.
Повторение одного и того же значения, выраженного в разном словесном оформлении, — естественная дань Некрасова произведениям народного творчества.
Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. К какому жанру вы могли бы отнести это стихотворение?