На ГИА 2013 года по тексту И. Г. Милославского

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Игоря

Григорьевича Милославского: «Грамматика занимается не только тем, что

Связывает между собой слова и предложения. Она необходима прежде

Всего для выражения смысла».

«Грамматика занимается не только тем, что связывает между собой слова и предложения. Она необходима прежде всего для выражения смысла»,- так считает лингвист И. Г. Милославский. Попробую раскрыть смысл высказывания на примере текста Ю. М. Нагибина.

Так, в предложении

19 автор вводит устойчивое сочетание слов «что было мочи заорал» для того, чтобы придать речи особую выразительность и подчеркнуть огромное желание героя показать ребятам «чудеса в решете» — эхо. А в назывном восклицательном предложении 22 Ю. Нагибин использует не стилистически нейтральное слово, а просторечное «трепач», которое пренебрежительно было брошено в адрес героя. Умело подобранное слово в восклицательном предложении придает речи особую экспрессию, усиливает напряженность.

Таким образом, я могу сделать вывод, что грамматика связывает между собой слова и предложения, которые в тексте выражают

определенную мысль.

Татьяна А.

Текст

1. Мою новую знакомую звали мальчишеским именем Витька, и она

Коллекционировала эхо.

— Слушай, а чего ты с ней водишься? — спросили как-то ребята. 3. Они не

Первый год отдыхали в приморском санатории, считали себя старожилами и не

Допускали чужаков в свою ватагу.

— 4. С ней интересно, она эхо собирает. 5. Хотите, покажу? — я тут же выложил все

Витькины секреты.

— 6. Вот это да! — с восхищением сказал Игорь. — 7. Третье лето тут живу, а ничего

Подобного не слыхал! 8. Решено, завтра поведешь нас туда!..

9. И вот снова вьется под ногой теперь уже знакомая тропа, а посреди нее,

Перекатывая гальку, бежит мутный желтый ручеек. 10. Орешник пахнет уже не

Медово-сладким духом, а сыростью палой листвы и размытой земли, в которой

Перетлевает что-то, источая уксусно-винный запах.

11. Из облачной мути вновь выдвинулась скала Чертов палец и преградила нам

Дорогу.

— 12. Ну, подавай свои чудеса в решете, — без улыбки сказал Игорь.

— 13. Слушайте! — произнес я торжественно, чувствуя, как знакомо холодеет

Спина, сложил ладони рупором и закричал:

— 14. Ого-го!..

15. В ответ — тишина, ни зловеще-вкрадчивого шепота, ни хохочущего всплеска

С моря, ни жалобы в выси.

— 16. Ого-го! — крикнул я еще раз, подступив справа, ближе к скале, и все ребята

Вразнобой подхватили мой возглас.

17. Скала молчала. 18. Мы кричали еще и еще — и хоть бы малейший отзвук!

19. Тогда я кинулся к пропасти — ребята за мной — и что есть мочи заорал

В клубящуюся глубь. 20. Но скала-великан не отозвалась.

21. Ребята стояли передо мной, молчаливые и суровые; потом Игорь разжал губы,

Чтобы сказать одно только слово:

— 22. Трепач!

23. И, круто повернувшись, он пошел прочь, увлекая за собой всю ватагу.

24. Я плелся позади, тщетно пытаясь понять, что же произошло. 25. Неужто горы

Отзываются только на Витькин голос? 26. Но когда мы были с ней вместе, горы

Послушно откликались и мне. 27. Может, она впрямь владеет ключом, позволяющим

Ей запирать в каменных пещерах голоса?..

28. Наступили печальные дни. 29. Витьку я потерял, и даже мама осудила меня.

30. Когда я рассказал ей загадочную историю с эхом, мама смерила меня долгим,

Чуждым, изучающим взглядом и сказала невесело, что горы отзываются только

Чистым и честным.

31. Однажды я бродил по саду, подбирая палые, с мягкой гнильцой абрикосы,

Когда кто-то окликнул меня. 32. Это была Витька.

— 33. Слушай, мы уезжаем, — сказала она. — 34. Я хочу оставить тебе свою

Коллекцию эха. 35. Мне она все равно ни к чему, а ты покажешь ребятам

И помиришься с ними.

— 36. Никому я не покажу! — горячо воскликнул я.

— 37. Как хочешь, но пусть она останется у тебя. 38. Ты догадался, почему у вас

С мальчишками ничего не вышло, почему ничего не услышали?

— 39. Нет.

— 40. Понимаешь, самое главное, это с какого места кричать.

41. Витька доверительно понизила голос.

— 42. Надо кричать у Чертова пальца, только со стороны моря, а ты, наверное,

Кричал с другой стороны, там никакого эха нет. 43. В пропасти надо свеситься вниз

И кричать прямо в стенку. 44. Помнишь, я тогда тебе голову нагнула?..

45. У калитки стояла моя мама.

— 46. Ах, какая чудесная девчонка! 47. Этот вздернутый нос, пепельные волосы,

Удивительные глаза, точеная фигурка.

48. Я несколько секунд смотрел на нее, потом сорвался и кинулся к автобусной

Станции.

— 49. Слушай, Витька, — быстро заговорил я, — мама сказала, что ты красивая! —

50. Автобус прибавил скорость, я побежал. — 51. Правда же, Витька!..

52. Витька только улыбнулась своим большим ртом, радостно, доверчиво,

Преданно, открыв в этой большой улыбке всю свою хорошую душу, и тут я своими

Глазами увидел, что Витька, и верно, самая красивая девчонка на свете.

По Ю. М. Нагибину.

Юрий Маркович Нагибин 1920-1994. — русский советский писатель.




На ГИА 2013 года по тексту И. Г. Милославского