На поле боя с казаками, или как написать сочинение по народным думам

Вы, наверное, мечтали побывать в каком-нибудь необыкновенном месте? Например, на поле боя, да еще и с казаками? Представьте, вы гордо скачете на коне, за красным поясом у вас сабля и пистоль, а сердце полное отваги.

Ощутили тот волнительный запал борьбы? Как известно, на защиту Отчизны от врагов поднимались даже женщины. В песне «Знаменитый город Медмедивка», в основу которой положены события 1617 — 1620 годов, изображена героическая фигура, которая «семьсот турок-янычар с коней повалила». К сожалению, побывать вместе с казаками на поле

боя мы можем, только читая народные думы и песни.

Думы — это народные эпические и лиро-эпические песенные произведения героического и социально-бытового содержания. Для нашего с вами произведения нужны лишь героические думы. Их выполняли речитативом под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры.

Думы имели оригинальную художественную форму. В большинстве их рассказывалось о важных исторических событиях на Украине, о борьбе украинского народа против иностранных захватчиков. Думы сыграли большую роль в пробуждении самосознания украинского народа, в его объединении для борьбы за свое социальное и национальное

освобождение, в развитии его культуры.

Кто же был главным героем дум? Нет, не Брюс Уиллис и не Никита Михалков. Если бы сейчас составлялись думы, то, возможно, они бы и стали их главными героями. Но тогда в «моде» были: Казак Голытьба, Самойло Кошка, Богдан Хмельницкий. В думах народ создал образы мужественных, благородных и сильных духом героев, которые ради свободы и независимости родной отчизны готовы идти на смерть.

Их подвиги в битве с врагами набирают большого эпического обобщения, в лице героев воплощается могущество народных масс, воспроизведено представление народа об идеальном герое. Вот, например, «Дума о казаке Голытьбе». Вы можете о ней написать, что она пронизана духом патриотизма, свободолюбия.

В образе Голытьбы воплощены народные представления о рыцаре-казаке, могущественном и отважном, честном и благородном, верном защитнике трудового народа, который «не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота».

Голытьба вступает в поединок с татарином и побеждает его. Убив точным выстрелом нападающего, он не берет никаких его вещей, только берет коня, как законный трофей, и возвращается на Сечь. В окончании думы, звучали героически-патриотичные мотивы: чтобы казаки «неприятеля под ногами топтали».

Думой о казаке Голытьбе народ прославлял справедливую борьбу беднейшего казачества против вечных его врагов — татаро-турецких захватчиков. Еще одна дума, на которую вы можете обратить внимание, — это «Дума о Самойле Кошке». Это наибольшее эпическое произведение, в котором поднимается патриотизм, преданность родному народу.

О чем эта дума, я думаю, вы прочитаете. Попробую сделать лишь выводы. Но вы можете сделать их и сами, так как у вас могут возникнуть другие мысли. В лице главного героя Самойла Кошки народ изображает своего верного сына. Находясь в неволе, Кошка уверенно заявляет, что никогда не склонит голову перед врагами.

Превыше всего он ставит верность Родине, своей вере, казакам-побратимам. В образе Самойла Кошки народ обобщенно воссоздал типичные черты безымянных героев, беспредельно отданных Родине, готовых за нее принять мучения, но не предать ее. Есть еще думы о Богдане Хмельницком: «Хмельницкий и Барабаш», «Хмельницкий и Василий Молдавский», «Победа Корсуньская» и другие.

Гетман Богдан Хмельницкий возглавлял национально-освободительную войну 1648 — 1654 гг. Большой его заслугой является то, что он не только поднял народ на освобождение отчизны от польско-шляхетского порабощения, хорошо ориентировался в политической обстановке, а и представлял перспективу жизни украинского народа. Можете написать, что в думе «Хмельницкий и Барабаш» на призыв гетмана украинский народ единодушно поднялся и одержал блестящие победы над польско-шляхетскими угнетателями.

За измену Родине Барабаш был наказан, а Хмельницкий, под предводительством которого народные массы получили волю и выгнали из своей земли оккупантов, достойно прославлен.

В думе «Победа Корсуньская» уже раскрывается панорама битвы при г. Корсуне. Мы видим, как разгромлены напавшие, губя «сапоги и онучи», убегали — кто за Вислу, кто к Пруту, кто к Случе. Эта дума правдиво воссоздала героизм украинского народа в битве за волю. Другим произведением, в котором обрисованы события освободительной войны, является дума «Хмельницкий и Василий Молдавский». В этой думе рассказывается о походах Богдана Хмельницкого против Василия Лупула.

Эти походы были не прихотью, а исторической необходимостью. Лупул тогда сочувствовал польской шляхте. Во избежание кровопролития, Хмельницкий задумал поженить своего сына Тимоша с дочерью Лупула Розандой.

Однако Василий нарушил условие, и Хмельницкий пошел против него войной. В этой битве погиб и Тимош. Дума показывает, что народ понимал это действие гетмана и поддерживал его. Ведь по сути это был поход против господской Польши.

Можете использовать и думы о соратниках Хмельницкого — Иване Богуне, Максиме Кривоносе и др. Чтобы показать, что значил Богдан для казачества, возьмите думы о его смерти.

Не бойтесь высказывать свои замечания, мысли, без этого произведение будет сухим, неинтересным.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


На поле боя с казаками, или как написать сочинение по народным думам