На тему: БЛАГОРОДНЫЙ РЫЦАРЬ ИЛИ СУМАСБРОД?
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — великое творение М. де Сервантеса, продолжает жить в веках, покорять умы и волновать сердца все новых и новых читателей. В чем же состоит непреходящая притягательность образа главного героя романа — благородного рыцаря и сумасброда Дон Кихота? Чем объясняется живое обаяние его характера?
Сумасброд или благородный рыцарь Дон Кихот?
Некую неопределенность, возможность читателю самому домыслить несказанное автор заложил уже в названии романа. С одной стороны, весьма необычен
И, наконец, сочетание титула «дон» со словом «идальго» было противоречивым, ведь это слово обозначало человека хотя и благородного, но не слишком образованного.
Восхваляя достоинства «целомудреннейшего
И вот с этим пятидесятилетним ничем не примечательным идальго, у которого ничем не примечательное имя, который ведет ничем не примечательный образ жизни, начинают происходить необычайные вещи.
Толчком к началу приключений послужило пламенное увлечение героя — чтение рыцарских романов. Мы узнаем, что «дабы приобрести их, он продал несколько десятин пахотной земли и таким образом собрал у себя все романы, какие только ему удалось достать». В рыцарских романах все увлекательно: блестящий слог, замысловатость выражений, чародейства, битвы, вызовы на поединок, ранения, объяснения в любви, сердечные муки. Все это так не походило на обыденную, скучную жизнь героя.
Постепенно увлечение переросло в желание самому, хотя бы в воображении, пережить чудесные приключения, им самим придуманные. Но не приключения были самоцелью воспаленного воображения идальго, в его сознании с рыцарством связывается некая высокая цель. Всю свою жизнь он решает превратить в своеобразный роман, в котором главному герою под силу искоренять зло, водворять справедливость, посвящая свои подвиги прекрасной Дульсинее. Воображение героя преображает реальный мир в мир фантастический: шлем из шишака становится настоящим шлемом с забралом удивительно тонкой работы; хромающая на все четыре ноги кляча превращается в боевого коня Росинанта.
А сам Алонсо Кехана перевоплощается в Дон Кихота.
Так начинаются приключения рыцаря, а способность Дон Кихота творить свой фантастический мир раскрывается с самого начала его странствий: «нашему искателю приключений казалось, будто все, о чем он думал, все, что видел или рисовал себе, создано и совершается по образу и подобию вычитанного им в книгах». Завидев постоялый двор, он принимает его за высокий замок с башнями, рвами и подъемным мостом. Его не смущали царящие здесь бедность и скудость. Двух гулящих женщин он принимает за знатных девиц, а прощелыга хозяин для него — комендант замка.
Длинные крылья ветряных мельниц вызывают в его воображении образы великанов с огромными ручищами; черные одеяния монахов-бенедиктинцев наводят его на мысль о волшебниках; клубящаяся густая пыль на дороге, поднятая двумя стадами овец, скрывает два вражеских войска, готовых вступить в битву.
Подлинная трагедия Дон Кихота состоит в том, что его подвиги окружающему миру и людям совершенно не нужны. Фантазия героя и реальная действительность далеки. Еще в самом начале первого своего выезда он попадает в дубовый лесок и слышит стоны и крики. Он становится свидетелем того, как здоровенный мужик избивает щуплого мальчика-пастуха. Здраво разобравшись в подробностях дела, Дон Кихот приказывает перепуганному его странным видом хозяину стада отпустить мальчика, уплатив ему жалованье, как положено. «Подвиг» Дон Кихота проникнут верой в то, что человек, независимо от его сословной принадлежности, от рода занятий, образа жизни, по природе своей благороден.
Казалось бы, правосудие Дон Кихот вершит вполне здраво и разумно. Он быстро ориентируется в происходящем, резко обрывает хозяина, подобострастно обещающего «с радостью» уплатить деньги: «Можно и без радости… Уплатите лишь ту сумму, которую вы ему задолжали». И однако тут-то проявляется прекраснодушие Дон Кихота: рыцарю, для которого верность слову — закон, не приходит в голову, что для множества людей слова, если они вступают в противоречие с их корыстными интересами, — пустой звук.
Пастушонок Андрес смотрит на вещи куда более трезво. «Хозяин вовсе не рыцарь и ни к какому рыцарскому ордену не принадлежит! Это Хуан Альдудо, богатый крестьянин из деревни Кинтанар», — твердит он. Но Дон Кихот уверен, что и крестьянин может быть рыцарем, т. к. каждого человека «должно судить по его делам».
Рыцарь, радуясь своему прекрасному подвигу, уезжает. Между тем богатый мужик после его отъезда до полусмерти избивает своего пастуха.
Дон Кихот не хочет думать о реальных противоречиях жизни, о реальных результатах Своих поступков, об их целесообразности. Ему важно оставаться верным своим идеалам, быть готовым пойти ради них на подвиг. Можно называть его и сумасбродом, и благородным рыцарем, но для нас он остается воплощением веры в безграничные возможности человека, одержимого духом исканий, буйной фантазией, благородными побуждениями, бескорыстной самоотверженностью. «С тех пор, как я стал странствующим рыцарем, я храбр, любезен, щедр, благовоспитан, великодушен, учтив, дерзновенен, кроток, терпелив», — так сам Дон Кихот определил результат своих сумасбродных рыцарских подвигов.
На тему: БЛАГОРОДНЫЙ РЫЦАРЬ ИЛИ СУМАСБРОД?