На тему: БОРЬБА «ВЕКА НЫНЕШНЕГО» С «ВЕКОМ МИНУВШИМ» В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году. Это было тревожное, переломное время. В 20-х годах XIX века в России создавалось большое количество тайных революционных организаций. В обществе чувствовалось ожидание великих перемен.
Старые порядки изживали себя, а новые уверенно прокладывали дорогу в жизнь. Простые русские люди, активные и образованные, чувствовавшие в себе реальную силу, были возмущены тем безответным положением, в котором они оказались по воле сильных мира сего. Борьба декабристов с многочисленными и сильными
Эта борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» и легла в основу произведения Грибоедова.
Главный конфликт пьесы — столкновение молодого дворянина Чацкого с обществом, к которому он принадлежит по рождению. Герой Грибоедова является представителем той части передовой дворянской молодежи, которая уже осознает всю фальшивость окружающей действительности, ничтожество и пустоту людей, которые ее окружают. Это человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний,
Рабство, крепостничество, застой, косность вызывают в нем резкий, решительный протест.
Проведя в путешествиях три года, этот молодой человек прошел серьезную школу. Он увидел настоящую жизнь народа, общался с представителями передовой молодежи, что оказало существенное влияние на его взгляды, мысли, убеждения. Чацкий вобрал в себя все благородные помыслы и стремления декабристов.
Герой Грибоедова близок к декабристам не только идеями и воззрениями, но и страстностью убеждения, верой в правоту своих идеалов и справедливость своего дела.
Во время путешествия он наивно полагал, что жизнь изменилась во всем дворянском обществе:
Нет, нынче свет уж не таков…
Вольнее всякий дышит…
Однако, попав в фамусовское общество, герой Грибоедова понял, что на самом деле в дворянской среде все осталось по-прежнему, там до сих пор правят старые порядки, души представителей дворян так же пусты, а положение простых людей такое же униженное и беспросветное, как и раньше. Чацкий стремится изменить подобный уклад. Но его романтическое вольнолюбие, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, с застойным миром Фамусовых и Молчалиных.
Герою Грибоедова противостоит целая система, сила привычек и установок фамусовского общества. Задача, которую взял на себя герой, — изменить людей, изменить ту жизнь, которой жило все дворянское общество, — оказалась трудной и даже невыполнимой на тот момент. Чацкий был настоящим героем своего времени, но время не готово было еще принять его. У него было слишком мало сторонников.
Его единомышленники еще не могли заявить о себе, о своих правах во всю силу своего голоса — открыто и уверенно.
Мы видим, насколько не похож Чацкий на остальных героев комедии. Все стремления фамусовского общества сводятся к заботе о собственном благополучии, Чацкий же мечтает о бескорыстном служении отчизне, своему народу, который он считает «умным и добрым». Однако, в отличие от тупых солдафонов, вроде Скалозуба, все мысли которого сосредоточены лишь на карьере и чинах, герой Грибоедова презирает слепое чинопочитание, угодничество и карьеризм. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он.
Стремясь вложить в науки «ум, алчущий познаний» или заняться искусством «творческим, высоким и прекрасным», он видит вокруг лишь бездарных и необразованных лентяев. В дворянском обществе процветают лицемерие, тупость, ханжество, разврат. Чацкий видит все это и с горечью вопрошает:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…
В таком обществе он не видит примера для подражания, наоборот, всеми силами стремится искоренить существующие порядки. Пусть даже пока что его стремления выражаются только в словах. От лица прогрессивной России Чацкий обличает основу существующего общества — крепостное право. Он возмущается порядками, разрешающими торговлю людьми, низкопоклонством русских дворян перед Западом.
Причем герой Грибоедова понимает, что основа подобного низкопоклонства заложена в существующей системе воспитания в дворянских семьях, куда приглашаются иностранные гувернеры «числом поболее, ценою подешевле». Эти гувернеры и воспитывают молодое поколение в уверенности, «что нам без немцев нет спасенья». С гневом отмечает Чацкий, что даже речь московского дворянства представляет собой нелепое «смешенье языков французского с нижегородским».
Он мечтает о возрождении национального языка, чтобы «умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев».
Герой Грибоедова противопоставляет «судьям», непримиримым к «свободной жизни», молодое прогрессивно настроенное поколение, к которому принадлежит и сам. Вот его характеристика этого поколения:
… враг исканий…
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким
И прекрасным…
Чацкий попытался противостоять обществу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных и потерпел неудачу. «Век минувший» пока еще чувствует свою силу. Объединившись, московские дворяне объявляют героя сумасшедшим, и ему не остается ничего, кроме как покинуть Москву, убежать подальше от этого общества, от этих порядков. Но он уже зародил искру раздора и сомнения. У него уже появились единомышленники даже в существующем обществе.
Об этом свидетельствует присутствие в комедии таких персонажей, как брат Скалозуба, которому полагалось повышение по службе, а он «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», или племянник княгини Тугоуховской — князь Федор, который «чинов не хочет знать» и увлеченно занимается науками. Гости Фамусова с ужасом говорят о том, что в Петербурге открылся целый педагогический институт, где студенты и профессора упражняются в вольнодумстве. Да и сам Чацкий чувствовал себя представителем «нынешнего века» и совершенно не сознавал себя одиноким.
Не случайно, осуждая дворянское общество, он говорит не столько от собственного лица, сколько от лица нового, молодого поколения.
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», — справедливо отмечал Гончаров. А сам Грибоедов так характеризовал основной смысл своего произведения: «Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь ум». Таким образом, хотя Чацкий и потерпел поражение, но на самом деле новый век, «век нынешний» уже вступил в свои права.
А потому дни «века минувшего» сочтены.
На тему: БОРЬБА «ВЕКА НЫНЕШНЕГО» С «ВЕКОМ МИНУВШИМ» В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»